20.04.2024
°C
2
$ 93.44
€ 99.58
erid: 2VtzqxJALAR

Елена Безденежных: Только государственными проектами Арктику и Дальний Восток не разовьешь

Освоение Арктики и Дальнего Востока – две модели, которые сегодня активно продвигаются в России, в том числе на уровне правительства страны. Сегодня эти темы обсуждаются на Восточном экономическом форуме во Владивостоке.

Говоря о развитии этих регионов, вице-президент компании «Норникель» Елена Безденежных в интервью агентству Газета.ру, отметила, что эти регионы не являются передовыми с точки зрения кадрового потенциала, транспортной доступности, но то же время, они передовые с точки зрения полезных ископаемых, энергетического потенциала и у каждого есть три плюса и три минуса. «У каждого из них первая стадия развития — это освоение, задачу по которому поставило государство. Далее возникает вопрос, какое освоение нам нужно? Чтобы здесь 10 человек жило хорошо или 100 человек плохо? И то, и другое — это освоение. Каждая из этих территорий проходит такой этап. Многие начинают разрабатывать научные концепции освоения территорий, дальше очередь финансовых институтов, которые обсчитывают теории и понимают, что таких денег в бюджете нет и не будет. И поэтому в итоге идут к бизнесу, так как только государственными проектами эти территории не разовьешь», - подчеркнула Безденежных. И здесь, по её мнению, важную роль играет законодательство и предоставление льгот бизнесу.

Как пояснила вице-президент «Норникеля», сейчас в России существует около 10 общих, даже без учета сферы бизнеса, способов получения льгот. В их числе — специнвестконтракты (СПИК), региональные инвестиционные проекты (РИП) с включением и без включения в реестр, гринфилды, ТОСЭР, по которому начал развиваться Дальний Восток, ТОР, моногорода и другие. Эти всевозможные варианты с различными государственными преференциями и способами реализации проектов, на взгляд законодателя, должны способствовать быстрому, качественному и недорогому развитию проектов. Но в этом треугольнике обязательно одно из схемы выпадает. Механизмы разрабатывались разными министерствами, не считая того, что они дифференцируются от субъекта к субъекту. За РИП отвечал Минэкономразвития, за гринфилды — Минфин, за СПИК — Минпромторг, а ТОСЭР — Минвостокразвития вместе с регионами. Отсюда — почувствуйте разницу. Поэтому в льготных режимах для бизнеса может разобраться только тот, кто их писал.

«У каждого предприятия своя история общения со способами получения льгот. Ряд компаний предлагает ввести единый механизм. Но, мне кажется, эта точка зрения тоже спорная, потому что нельзя одним аршином измерить все. Например, если брать условную Вологодскую область, то там нужно ставить на малое предпринимательство. В Забайкалье ставить на малый бизнес — это утопия, там нет малого без большого. Ни в одном отдаленном регионе такая схема не работает. Если нет системообразующего проекта, предприятия, приносящего деньги в бюджет, то территория развиваться не будет, - отмечает Безденежных. - Посмотрим на ТОР и ТОЭСР, что практически одно и то же— это для территории, для всех проживающих на определенной территории, такой оффшор в государстве, только с разными механизмами. Если говорить о территории социально-экономического развития там, где есть один единственный системообразующий налогоплательщик, то такой механизм имеет смысл. А если их два, три, то давать льготу по территории для всех — значит всех крупных освободить от налогов, как это тогда будет работать?»

Елена Безденежных предлагает объединить льготные механизмы в две группы: один -для отдельных проектов, а другой - для территории в целом, для всех расположенных там компаний. Но конкретные условия отдать на откуп регионам. «Пусть федеральные власти определят общие правила игры по обеим схемам, а вот конкретными условиями наполняют уже субъекты», - считает вице-.президент «Норникеля».



Мы в популярных социальных сетях