18.04.2024
°C
3
$ 94.32
€ 100.28
erid: 2VtzqxJALAR

Борщ от робота, стена из сгущенки и старообрядцы: как на Биеннале осмысляют деревню

Накануне открылась XII Красноярская музейная биеннале «Мир и мiръ». Более 30  творцов из разных стран отправились в российские деревни, чтобы лучше понять, как сейчас живет глубинка и как она связана с городом.

Тему выставки «Мир и мiръ»  изначально предложил австрийский куратор Симон Мраз. Иностранный организатор признался, что Россия его заворожила.  Сам он говорил с обезоруживающим акцентом то на русском, то на английском, то снова на русском, не ограничиваясь  знакомым всем иностранцам «спасыбо». «Это совместный проект Австрии и России. Я не знаю ни одно место в мире, где можно встретить такой дух уважения и открытости к своей истории и художникам. Все, что мы видим, это не просто 40 табличек с описанием произведения, но это большая, личная работа каждого художника», - сказал он.

Революция, сельское хозяйство, Перестройка – всё это оказалось близким современным художникам. «Идет художественное переосмысление российской деревни. Десант из более 30 художников был высажен в российские деревни в Якутии, в Центральной России, Сибири. Они по-разному переосмысливали то, что произошло с деревней после 100 лет русской революции. Я уверена, что это масштабное событие займет особое место не только на культурной карте России, но и всего мира», - сказала министр культуры Елена Мироненко.

Некоторые художники осмысляли действительность через еду: варили борщ и лепили стену из сгущенки. Борщ, настоящий, русский и трансцендентный, варит робот из Екатеринбурга. Рецепт горячего блюда он «выжимает» из исторических текстов.

Две улыбчивые художницы из Австрии собрали восторженные охи красноярцев, создав из сгущенки стену высотой 6 метров. На вопрос, можно ли откусить сладкий экспонат, девушки отвечают коротко: «Лизнуть - можно».

Одним из самых сакральных проектов стала фотовыставка, посвященная старообрядцам. Фотограф признается, что такие закрытые общества не любят, когда кто-то врывается в их размеренный быт. Однако девушке старообрядцы доверились, и в течение года она три раза ездила в поселение староверов. Многие кадры сделаны в момент, когда люди были поглощены делом, и не замечали «чужеземца».

Пересказывать инсталляции – дело неблагодарное и бессмысленное, потому что на Биеннале творцы доказали: в искусстве зачастую важен не столько сам месседж произведения, сколько впечатление, которое получил каждый отдельный человек. Оценить противоречивое современное искусство, увидеть, какая она – русская деревня – глазами иностранцев и нас самих, можно в Музейном центре уже сейчас. Выставка продлится до 28 февраля 2018 года. Программа биеннале здесь

 

Фото и текст: Ольга Ясева

 

 

 

 

 



Мы в популярных социальных сетях