28.03.2024
°C
4
$ 92.59
€ 100.27

Вадим Янин рассказал о будущем цифровой медицины в Красноярском крае

В нашу жизнь стремительно входят IT-технологии, в том числе и в систему здравоохранения. Уже сейчас можно записаться на приём к врачу через интернет, льготные рецепты становятся электронными, уйдут в прошлое и бумажные истории болезни, а различные мобильные приложения в телефоне помогут людям следить за собственным здоровьем без походов к врачам. О будущем цифровой медицины в Красноярском крае мы сегодня беседуем с исполняющим обязанности министра здравоохранения региона Вадимом Яниным.

- В Правительстве заявляют, что к 2025 году Россия может оказаться в числе лидеров по развитию цифровых медицинских технологий. Недавно этой теме была посвящена одна из площадок Инновационного форума в Железногорске. Какие цифровые технологии уже внедрены в систему здравоохранения края и что планируется?

- Цифровизация напрямую связана с информатизацией. Это иной способ хранения, передачи, размножения, анализа информации, которая есть в медицине. Организация здравоохранения в будущем очень сильно будет привязана к информационным программам и системам, которые алгоритмизируют работу медучреждений.

На основе состояния пациента, пришедшего в поликлинику, делается обследование, по результатам которого ставится диагноз и назначается лечение. Этот процесс можно затянуть, а можно ускорить. Затянуть можно каким образом: когда врач или медработник назначает различные исследования, которые не ведут напрямую к результату. Задача цифровизации – минимизировать количество ходов у пациента для получения максимально быстрого результата, связанного с его диагнозом, и, соответственно, избавлением от страданий.

Стоит отметить, что этот процесс запущен давно, однако в силу разных исторических аспектов здравоохранение очень трудно информатизировать. Часто сами врачи и медицинские работники испытывают определенный ужас перед компьютеризацией. Некоторые говорят: возраст у меня не тот, чтобы компьютер осваивать. Другие заявляют об уникальности своей собственной задачи на рабочем месте, которую невозможно стандартизировать. Хотя это далеко не так.

- Как в российском сериале «Доктор Рихтер»?

- Я, кстати, с удовольствием посмотрел практически все серии. Фильм динамичный, хорошо снятый с точки зрения режиссуры хоррора. Но я работал в подобной практике, врачом приёмного отделения, и могу утверждать, что смыслы, заложенные там, не соответствуют действующей системе здравоохранения. Притом, я понимаю, что эти примеры, наверное, были у кого-то в жизни. И есть обиженные специалисты, которых все считают уникальными (и они действительно могут таковыми являться), но они не хотят вживаться в предлагаемую систему. Но, к сожалению, нужно понимать, что если ты не хочешь внедряться в прогрессивные технологии, рано или поздно твоя карьера закончится.

Получается, что информатизация как религия: в неё нужно верить и исполнять последовательно всему персоналу. Как только кто-то выпадает, всё рушится.

- Но, тем не менее, определенные шаги уже делаются. Появилась электронная регистратура. Можно записаться на приём, не выходя из дома…

- Есть. Но сами по себе электроника и гаджеты – это всего лишь механизмы, которые могут облегчить взаимодействия. К сожалению, пока запись через электронную регистратуру не гарантирует вам, что вы вовремя попадёте на приём. Допустим, из-за определенного хаоса в медучреждении, врач не пришёл, либо же начихал на эту очередь. Либо кто-то записался, но пришел, когда удобнее ему. И в результате пациент, записавшись на 12:20 сидит ждёт, а время уже 16 часов, и дальше... Это что цифровизация?!

- Мне всегда казалось, что тормозит процессы цифровизации в медицине нехватка средств, недостаточное оснащение…

- Нет, речь в привычных вещах. Это самый главный тормоз. Информационные системы на сегодняшний день позволяют вести амбулаторную карту, обмениваться информацией, хранить изображения. Цифровизация позволяет вообще обходиться без бумаг. Но, как оказалось, к этому особо не готов ни персонал, ни сами пациенты.

Ещё раз повторю: не такой уж проблемой являются электронные доступы или электронные медицинские системы, проблемой является способность персонала и самих пациентов следовать этим новым стандартам. Сейчас мы работаем в этом направлении, и есть сдвиги.

- Помогут ли информационные технологии избежать очередей в поликлиниках?

- Сегодня в каждую поликлинику можно записаться через электронную регистратуру. Мы предполагаем, что пациенты понимают, что поликлиника – это не скорая помощь. Однако, зачастую, эмоции больных перехлёстывают любое сознание, они требуют немедленного попадания на приём к тому или иному врачу. Как правило, такие эмоции возникают в любой поликлинике.

Но мы ставим себе задачу, что приход в поликлинику должен быть плановый, согласованный, доктор готовится к приёму. Для экстренных случаев, когда человеку внезапно стало плохо, в каждой поликлинике открыт кабинет неотложной медицинской помощи. Приём ведёт квалифицированный доктор либо фельдшер, который поставит диагноз, при необходимости выпишет больничный лист, лекарства, выберет дату следующего приёма. Он может также направить к врачу для консультации уже вне очереди по другому согласованному плану.

Второй кабинет, который появился в поликлиниках, – это кабинет доврачебной помощи, когда вообще внимание и участие медицинских работников не требуется. Например, поднять выписки, «старые» карты, оформить направления на анализы.

Мы сейчас внедряем межкабинетную запись, чтобы от регистратуры практически ничего не осталось. В идеале ситуация будет такова: человек записывается через интернет или cool-центры, регистратура тоже останется в системе. Информационная система готовит для каждого врача лист работы на день, где пациенты идут в системе друг за другом. К назначенному времени для врача поднимают амбулаторные карты, заполняют статистику в компьютере, чтобы не было необходимости писать.

Но это в идеальной системе. Всегда есть попытки прорваться. То есть так называемые «нулевые пациенты», которые хотели «только спросить», «только подписать», в этой системе уже быть не могут. И работа с ними должна идти только через регистратуру. Иначе возникают конфликты, которые нужно решать. Нередко, кто наглее, тот и прорывается вне очереди. Это везде так, где сталкиваемся с потоками больших клиентских групп.  

- Насколько развита и востребована в Красноярском крае телемедицина?

- В 2017 году таких консультаций в Красноярском крае было сделано около семидесяти тысяч.

Телемедицина - это передача любой медицинской информации посредством той же самой цифровизации в органы, принимающей решения. К примеру, есть такой способ лечения острых коронарных синдромов, по сути, инфаркта миокарды, который называется тромболизис. Что он делает? Если в первый час от возникновения инфаркта ввести лекарство тромболитик, то можно тромб рассосать в процессе развития этой тяжелой, иногда фатальной, болезни. Иногда в больницу привозишь человека с уже полностью купированными последствиями острого инфаркта.

Когда несколько лет назад начали вводить технологию на практике, столкнулись с проблемой. Причем, не только в районах, но и городах. Приехала к больному бригада скорой помощи, сняла ЭКГ, поставила диагноз, однако вводить тромболитик не хотят, боятся. Для решения проблемы в краевой клинической больнице сделан центр принятия и поддержки диагнозов, куда стекается информация. Отправь туда электрокардиограмму, тебе дадут указания, что сделать. Если есть инфаркт, соответственно, нужно ввести тромболитик и вести больного в больницу. Более того, пациент остаётся в базе данных, и на следующий или в этот же день кардиолог-куратор выйдет в район по телефонной связи и будет узнавать, как дела у пациента, решать вопрос о дальнейшей госпитализации в краевой центр, если это требуется. Таких консультаций – более 20 тысяч в год.

- Показательный пример цифровизации.

- То же самое есть в программе, связанной с диагностикой пневмонии, онкоскринингом, в акушерстве. Есть специальная программа, которая оценивает риски развития беременности. Такие сервисы работают в крае практически повсеместно. Если обе стороны следуют прописанным действиям - всё будет хорошо.

- Какие ещё проекты, связанные с цифровизацией, реализуются в крае?

– Это появление электронного рецепта. Существует сеть «Губернских аптек». Любое наше лечебное учреждение в этой сети зарегистрировано. Когда врач выписывает пациенту-льготнику лекарство, он не даёт ему бумажный аналог, а отправляет необходимую информацию по сети. Пациент приходит в аптеку, говорит я такой-то, видит свой рецепт и получает лекарство. Никто не ходит с бумажками.

Есть также категория льготников, допустим, с сахарным диабетом, которые не меньше врачей знают всё о своем недуге. Если человек следит за здоровьем, я вообще не понимаю, зачем ему ходить к врачу. Ему можно выписать рецепт на полгода или на три месяца, и после звонка лечащий врач акцентирует рецепт и всё. Не надо даже переписывать, рецепт хранится в базе данных. С февраля мы эту систему начинаем отрабатывать.

- Позволит ли цифровизация сократить разницу между частной и государственной медициной?

- Надо понимать, что система здравоохранения Красноярского края в бесплатной медицине оказывает 25 млн посещений в год. «Частники» до такой цифры не дошли даже до более низкого порядка. Это просто огромный пласт работы. Главное - это управление потоками. В этом отношении сохранить доброжелательность тяжело. На первом этапе пусть хотя бы не будет хамства.

Приведу пример: БСМП – больница, которая принимает весь тяжелый поток пьяных, битых, отравленных и прочих. Без конфликтов эта больница жить не может, особенно в «критические дни» - пятницы, субботы, праздничные дни. К сожалению, не все наши пациенты «пахнут» фиалками, сыплют благодарностями и имеют словарный запас интеллигентного человека. Отнюдь. И маты, и что там только не бывает. Я как бывший врач приемного отделения понимаю коллег.

Но я заинтересован, чтобы ситуация в здравоохранении менялась к лучшему. Если у меня в работе появляется «окно», я иду в поликлинику или в больницу, чтобы своими глазами увидеть проблемы, которые там есть, попытаться найти совместные приемлемые решения и для пациентов, и для медперсонала. Когда коллеги видят заинтересованность, и главный врач, и санитарка будут работать по-другому. Без союзников ничего не сделаешь. Информатизация плюс самодисциплина – путь к преодолению хаоса.

 

Благодарим, что нашли время ответить на наши вопросы



Мы в популярных социальных сетях