29.03.2024
°C
0
$ 92.26
€ 99.71

Сергей Попов: «Необходимо отладить четкий и понятный механизм участия граждан в местном самоуправлении»

Комитет по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению в уже уходящем 2019 году рассмотрел и внес на сессию более 60 законопроектов. Об этом рассказал первый заместитель председателя Законодательного Собрания — председатель комитета по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению Сергей Попов.

Это достаточно много, но вполне объясняется широким кругом вопросов, которые находятся в компетенции комитета. Большой блок законопроектов регулирует деятельность МСУ. Комитет рассмотрел и одобрил краевую государственную программу «Содействие развитию местного самоуправления». Бюджет составил 1,5 млрд.рублей. Благодаря этой программе в муниципальных образованиях внедрялись стандарты оказания муниципальных услуг, стимулировалась работа по развитию налогового потенциала, финансировалось развитие многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг.

Разработан и принят целый ряд законопроектов, касающихся административно-территориального устройства края. Во-первых, речь идет об укрупнении сельских советов внутри районов, во-вторых, о создании муниципальных округов, когда все сельские поселения внутри района объединяются в единое образование — муниципальный округ.

Значительные средства (более миллиарда рублей) выделены на благоустройство муниципальных образований в рамках краевых и федеральных программ. В течение года благоустраивались детские и спортивные площадки, мемориалы, сельские стадионы, скверы, дворы, парки набережные. Каждый выезд комитета включал в себя обязательное посещение объектов благоустройства, мы неоднократно заслушивали представителей профильных министерств с отчетами о ходе реализации программ. Полагаю, жители края своими глазами видят, как преображаются наши города и села.

В сфере нашего внимания также находится национальная политика, причем не только вопросы воспитания национальной и конфессиональной толерантности, но и вполне осязаемые вещи, например, мы плотно занимаемся проблемой реконструкции кинотеатра «Родина», на базе которого будет открыт Дом Дружбы народов. Полагаю, уже в I квартале 2020 года красноярцы увидят этот объект во всей, что называется, красе. Безусловно, комитет занимался постоянным мониторингом федерального законодательства и приведением в соответствие с российскими законами краевой законодательной базы.

Хотел бы заострить внимание на нескольких аспектах деятельности комитета, которые в значительной степени уже повлияли на жизнь края и будут оказывать свое влияние и дальше. Первое — создание муниципальных округов. В 2019 году мы прошли весь цикл от вступления в действие федерального закона и внесения поправки в Устав края до реального физического создания муниципальных округов. Приняты краевые законы в отношении Пировского и Шарыповского районов, которые преобразованы в муниципальные округа. Еще одна территория — Тюхтетский район пошла по этому пути, на последнем сессионном заседании закон о создании Тюхтетского МО принят в первом чтении. В крае есть еще один район с одноуровневой системой управления, но он создан более 10 лет назад Конституционным законом РФ и за это время показал свою эффективность с точки зрения управления. Речь идет о Северо-Енисейском районе. Именно на этот опыт смотрели другие муниципальные образования, и когда появилась законная возможность перейти от двухуровневой системы (когда существуют и районный и сельские органы управления и Советы депутатов) к одноуровневой окружной, ряд районов этим воспользовались. Безусловно, у новой модели есть некоторые преимущества, прежде всего — концентрация управленческого, финансового и кадрового потенциала на уровне большого административного центра. Соответственно, появляется возможность оперативно и адресно направлять эти ресурсы туда, где они в данный момент нужнее всего, не размазывая, образно выражаясь, кашу по тарелке. Это возможность составлять и эффективно реализовывать муниципальные программы, комплексно решать проблемы территории. Но, с другой стороны, мы видим в крае множество примеров, когда на местах органы МСУ, в том числе сельские Советы, качественно решают вопросы местного значения в рамках существующей сегодня двухуровневой модели. Именно она дает возможность жителям сел непосредственно влиять на судьбу своего поселения. И я полагаю правильным, что Красноярский край идет по пути создания муниципальных округов достаточно осторожно, в отличие от некоторых субъектов Федерации, где переход из районов в округа принял массовый кампанейский характер. У нас пока только три муниципальных округа из возможных 62-х. 2020 год даст возможность посмотреть, что из этого выйдет. И, в первую очередь, необходимо отладить четкий и понятный механизм участия граждан в местном самоуправлении на уровне каждого села. Мы будем очень внимательно за этим смотреть.

В 2020 год мы войдем с одной из проблем, которую я бы назвал «межведомственная несогласованность». С этой проблемой комитет сталкивается при решении разных вопросов, она носит системный характер. Например, мы долгое время занимались целым аспектом вопросов, связанных с заповедником (сегодня национальным парком) «Столбы». Все началось с инициативы Красноярского городского Совета по распределению полномочий с Березовским районом по обслуживанию территории заповедника — работе спасательных служб, скорой помощи, уборки территории и т.д. Заповедник федеральный, расположен в границах Березовского района, подавляющее число посетителей — жители Красноярска. Каждый орган власти, каждая служба обязаны действовать только в рамках установленных полномочий и ресурсов, каждый за что-то отвечает, но общая картина не складывается. Когда столкнулись с этим клубком проблем, пришли к осознанию разработки единой концепции развития не только заповедника, но всего кластера, куда входят «Столбы», «Бобровый лог», «Роев ручей», «Гремячья грива», сад.им.Крутовского. Разработка концепции и начало ее реализации станут одним из важных процессов, в котором комитет будет плотно задействован в наступившем году.

Несогласованное межведомственное взаимодействие не позволило нам пока найти четко выраженное решение проблемы организации ритуальных услуг в крае. Здесь также задействован и краевой, и муниципальный, и ведомственный уровни. И даже федеральный, поскольку многие федеральные полномочия не разнесены по субъектам. В итоге нет понятных правил. Тем не менее, депутаты считают, что край в инициативном порядке может разработать хотя бы две программы — по благоустройству мест захоронений и по ведению единого реестра. Конечно, мы будем добиваться этого в 2020 году.

Еще один яркий пример, когда недоработка координации действий тормозит действительно хорошее дело. Речь идет о благоустройстве наших городов и сел. В рамках краевых и федеральных программ мы ежегодно выделяем более миллиарда рублей на эти цели. И имеем примеры как очень хороших реализованных проектов благоустройства, так и, мягко говоря, не очень: сделано не в срок, криво-косо, без учета мнения жителей. Необходимо разработать некие стандарты, фильтры — от недобросовестных подрядчиков, от дурновкусия. Нужны не только индивидуальные, но и типовые проекты с четким зонированием. Наверное, там, где гуляют мамы с колясками и пожилые люди роллерам и байкерам не место, и наоборот, если проект рассчитан на молодежные виды спорта, должны быть четкие рекомендации по покрытию, по соблюдению норм безопасности и т.д.

Нас ждет насыщенный год, новые задачи, новые цели. С той командой, которая сложилась вокруг комитета: а это и эксперты, и советники, и представители прокуратуры, Счетной палаты, Правительства края, общественники, профильные ведомства и учреждения — полагаю, многие из поставленных задач мы выполним.



Мы в популярных социальных сетях