На заседании сессии Законодательного Собрания Красноярского края, которая состоялась в конце июня текущего года, эту тему поднял парламентарий Алексей Протопопов. В частности, он заявил, что в последнее время вводятся в эксплуатацию современные медицинские центры, крупные краевые лечебные учреждения, однако они вынуждены приобретать дешевые лекарства и расходные материалы, которыми сложно обеспечить оказание пациенту полноценной медицинской помощи.
«Как человек, непосредственно работающий в системе оказания медицинской помощи населению, должен поделиться накапливающимися серьезными тенденциями в отрасли, — сказал депутат. — Самый главный вопрос — увеличивающийся дефицит программы госгарантий, достигший в этом году критической отметки — 6,5 миллиарда рублей. Это ведет к невозможности внедрения современных жизнеспасающих технологий. Лечебные учреждения вынуждены закупать дешевые лекарства и расходные материалы, которыми вылечить пациента проблематично, а вот нанести вред здоровью достаточно легко».
Особое внимание парламентарий обратил на проблемы здравоохранения в сельских территориях, где в больницах недостаточно оборудования, плохое кадровое обеспечение, а амбулатории «похожи на сараи». Протопопов заявил, что «дальнейшее отношение к медицине с точки зрения вульгарных кассовых выплат вместо реального стимулирования не приносит результатов», и потребовал пересмотра отношения к здравоохранению финансового блока правительства края, а также учета всего сказанного при формировании бюджета следующего года.
Спикер краевого парламента Александр Усс поддержал коллегу: «Тема очень серьезная, она заслуживает не только внимания, но и соответствующего воплощения в бюджетной политике. Это должно стать плодом совместных размышлений министерства и нашего профильного комитета. Осенью мы к этому вернемся».
Губернатор Виктор Толоконский согласился, что есть повод для глубоких экспертных обсуждений, бюджет направляет на здравоохранение «огромные деньги — 60 миллиардов рублей ежегодно, надо точно взвесить, понять, как эффективнее разделить инвестиционные средства на строительство новых объектов и обновление оборудования». Глава региона подчеркнул, что нужно наметить совещание по инвестпрограммам в отрасли здравоохранения на 2018—2019 годы.
Проблемы, накопившееся в здравоохранении, вызывают серьезную обеспокоенность в обществе, практически сформировался консенсус по поводу того, что в этой области необходимы существенные перемены.
«Речь идет о некоторых формальных изменениях. У всех на слуху, что существует трехуровневая система здравоохранения, при которой низшие уровни не могут оказывать по своему определению специализированную и высокотехнологичную помощь. Чтобы закрепить медицинские кадры и вернуть интерес к медицине в малых городах и сельской местности, предлагается тиражировать элементы высокоспециализированной медицинской помощи, в те учреждения, которые готовы по своему статусу, кадровому составу, технологическому обеспечению, оказывать такую помощь», — высказал свое мнение Протопопов.
В качестве примера парламентарий привел небольшие поселения, где проживает от 20 до 30 человек, при этом они являются полноценными населенными пунктами с точки зрения подходов, но там отсутствуют многие узкие специалисты.
Второй актуальный вопрос связан с финансированием технологий краевых лечебных учреждений. Там, по словам депутата, сложилась непростая ситуация с обновлением действующего парка аппаратуры, ротацией оборудования и своевременной заменой и так далее.
При этом особое внимание, развитии здравоохранения необходимо уделить краевым фельдшерско-акушерским пунктам. Однако при этом они не в силах исправить статистику заболеваемости населения и смертность.
«ФАПы безусловно задачи решают, но в них присутствует фельдшер. Это первичная медицинская помощь, здесь тоже есть определенные подвижки. Надо сказать, что они свою функцию выполняют. Однако без выездной и дистанционной работы, наши ФАПы будут лишь накапливать заболеваемости без какого-либо влияния на процесс смертности, статистики заболеваний», — отметил Протопопов.
Стоит отметить, что в 2017 году на возведение фельдшеро - акушерских пунктов предусмотрено финансирование в объеме 53 616,0 тыс. рублей. На сегодняшний день уже возведено 6 новых зданий фельдшерско-акушерских пунктов и проводятся мероприятия по их приемке в эксплуатацию: в с. Степной Баджей Манского района;в с. Большая Салба Идринского района; в д. Сухоной Уярского района; в п. Дубенское Шушенского района; в п.им. Крупской Минусинского района; в п. Новониколаевка Иланского района. Завершаются работы по возведению фельдшерско-акушерских пунктов в с. Тюхтят Курагинского района, в д. Николаевка Ермаковского района, в с. Большая Уря Канского района. В четвертом квартале текущего года планируется принять в эксплуатацию еще 11 модульных зданий фельдшерско-акушерских пунктов. Всего до конца года планируется привести в надлежащий вид 20 фельдшеро- акушерских пунктов в 19 районах края.
В настоящее время проводится большая работа для обеспечения населения высокотехнологичными методами лечения до их широкого тиражирования и перевода в стандарты оказания медицинской помощи. По мнению парламентария, Красноярский край в этом плане находится на лидирующих позициях. Так, в Канске и Ачинске открыты современные центры по борьбе с инфарктами миокарда и инсультами, туда выделены элементы помощи, которые до этого применялись лишь в федеральном центре и Краевой клинической больнице. Впервые за всю историю медицины именно на базе межрайонных центров и на базе центральных районных больниц тиражированы технологии, которые до этого были доступны лишь жителям крупных городов и применялись высококвалифицированными медицинскими кадрами.
Стоит отметить, что в краевые парламентарии и дальше намерены проводить оьсуждения данной тематики. Планируется, что в середине октября депутатский корпус заслушает заслушать информацию о деятельности по обновлению системы здравоохранения в Красноярском крае.