- Как изменился конкурс за эти годы, что нового привносят каждый год его участники?
- На конкурс всегда приезжают талантливые дети. Мне интереснее наблюдать за трендами, которые появляются, за тем, какие они книжки выбирают. Дети, участвующие в конкурсе из года в год, примерно одного уровня, а вот тексты совершенно разные. В этом году мы видим, насколько дети стали следить за конкурсом и смотреть, с какими текстами побеждали в предыдущие годы. Так, Евгения Лазарева «Жених и невеста» никто не читал пока в прошлом году его не прочитала Валентина Логинова. По тому, какое в этом году количество «женихов и невест» читают, мы четко понимаем, что ребята копируют. С одной стороны, это получается вроде такой несамостоятельный выбор, а с другой стороны, важно, что дети-финалисты конкурса становятся такими кумирами, за которыми следят. Таким образом, создаются определенные тренды. Например, «Бабушкин праздник» Виктора Астафьева в прошлом году читала Екатерина Жигульская, и мы видим, что некоторые дети читают так же, как она, они ее копируют.
- Это плохо или хорошо?
- Это хорошо и плохо одновременно. Благодаря тому, что дети друг за другом следят, определённые тексты становятся прочитанными большим количеством участников. Мы понимаем, что большее количество детей узнают, что есть, например, Астафьев.
- Появляется некая мода на авторов?
- Да, получается что участники «Живой классики» формируют моду. На следующий год мы четко понимаем, какие тексты будет читать вся страна. Если сравнить то, с чего конкурс начинался, когда дети в основном читали школьную программу, и сейчас, насколько разнообразный стал выбор произведений. Сейчас стало, как ни странно, меньше военных текстов. Дети стали больше выбирать философские тексты, которые заставляют подумать.
- Ребята участвуют в конкурсе по нескольку лет подряд, у них есть цель победить, и они к этой цели идут.
- Да. Есть дети, которые по 5 лет участвуют в конкурсе. У «Живой классики» появилась своя аудитория. Дети группируется, общаются между собой, поддерживают отношения и после конкурса. Они понимают, что если в этом году не победил, есть возможность попробовать свои силы в следующем году. У этих детей подрастают братья и сестры, которые заранее готовятся и выбирают тексты. Дети уже знают, что такое выбор текста. Ребята, которые из года в год участвуют в конкурсе, они действительно начитают читать. А, учитывая, какое количество детей принимает участие в конкурсе, мы понимаем, какое влияние оказывает конкурс на увеличение интереса к литературе.
- Как идет подготовка к конкурсу, помогаете ли вы детям?
- Подготовка к конкурсу шла весь год. Мы проводили вебинары. В прошлом году в Норильск приезжали, проводили конкурсы актерского мастерства. Многие регионы тоже проводят свои школы актерского мастерства, встречи с писателями. Книжные магазины делают выкладки книг, библиотеки проводят недели подготовки к «Живой классике». И мы сами регулярно проводили вебинары. Перед ребятами выступали педагоги ГИТИСа, писатели, литературоведы, филологи. Мы обращали внимание детей на ошибки, давали рекомендации. Дети, которые сюда приезжают, говорят: спасибо Вам за учебу. Они готовились к конкурсу, в том числе благодаря этим занятиям. В этом году с Тарасом Белоусовым, педагогом ГИТИСа, мы договорились, что будем делать разборы всех выступлений детей, обсуждать и показывать плюсы и минусы. Будем объяснять, почему плохо выбирать те тексты, которые читал уже кто-то, потому что тебе надо прочитать лучше. А если ты выбираешь свежий текст, то ты первооткрыватель, и никто не знает, как этот текст нужно читать.
Этот кропотливая работа, но конкурс заставляет участников включать голову, это не простая тренировка памяти. Это очень глубокий анализ текста.
- Что получают дети, участвуя в конкурсе?
Дети получают фантастический опыт публичных выступлений. Они должны убедить, им должны поверить. Это бесценный навык в жизни, который им пригодится в будущем. Конкурс поможет детям абсолютно любой профессии. И не нужно расстраиваться, когда ты поигрываешь, потому что тебе в этот момент что-то объясняют, и ты дальше можешь над этим работать. Это очень серьезный жизненный опыт. Мне кажется, здесь полезно и проиграть достойно, и выиграть.
- Что дальше после конкурса? Дети, наверняка, продолжают общаться?
- Все участники конкурса получают возможность поехать в наш собственный лагерь «Живая классика» на Розе Хутор. Лагерь, как раз, был создан для детей-участников конкурса, чтобы они могли в дальнейшем поддерживать отношения. Нами было решено создать площадку, куда дети могут приезжать. В лагерь также приезжают педагоги, преподаватели актёрского мастерства, сценической речи, писатели, журналисты. Это тематический лагерь.
- То есть вы создаете некую семью под названием «Живая классика»?
- Да. У нас существует система наставничества. Мы никого не прогоняем. Тебе исполнилось 17, 18, 19 лет и можно уже стать наставником, делать вместе с детьми проекты. Те, кто не хотят теряться, они не потеряются.
Дети довольно добрые, они способны к переговорам к сотрудничеству, они лидеры, они инициативные. Есть довольно большое количество качеств, которые объединяют участников «Живой классики». Для нас важно, что мы с помощью механизма чтения вслух выявляем определенных детей и даем им путёвку в жизнь, личностный рост. Нам важно объединить детей, будущих лидеров. Дети оказываются в сообществе «Живая классика» вместе с детьми из всех районов России и более 60 стран мира. Так, например, приехав в Турцию, словосочетание «Живая классика» откроет тебе любые двери. Это очень важно. Вы представляете, сколько из этих талантливых детей добьются успехов в жизни. Все закладывается в детстве. Мы проводим телемосты с участниками из России и зарубежных стран. Таким образом, дети тоже знакомятся. Идея «Живой классики» не в том, чтобы провести конкурс и отобрать лучших чтецов, а для того, чтобы сформировать детское интеллектуальное сообщество.
- Благодарим за беседу.
Отметим, генеральный партнер проекта – компания «Норникель», генеральный спонсор – ГК «Просвещение».