Ссылка на новость: https://24rus.ru//news/economy/177124.html

Как звучит Северная Осетия: фабрика музыкальных инструментов «Фандыр»

21.06.13Отступление первое. В осетинском языке фандыр – это общее название разных музыкальных инструментов, собирательный образ.

Самое известное, самое значимое произведение великого просветителя Осетии Коста Хетагурова, который вкладывал в искусство большую силу призыва и считал его лучшим средством рассказать миру о горе своего народа, носит название «Ирон фæндыр» («Осетинская лира»). Из глубокой древности до нас дошли три осетинских музыкальных инструмента: пастушья свирель (уадынз), двенадцатиструнная арфа (дуадæстæнон фæндыр) и струнный смычковый инструмент (хъисын фæндыр). остальные музыкальные инструменты появились в Осетии несколько позже.
Дуадæстæнон фæндыр (малая арфа) - является древнейшим представителем инструментальной культуры, известным нам из печальной истории «Гибели Семьи Сырдона», описанной в Нартских сказаниях. Благодаря своему широкому распространению не только в музыкальном, но и в поэтическом творчестве, вошёл в сферу мифов и легенд в качестве носителя одной из главных эмоциональных начал – скорби. Он имел «хождение» в народной практике вплоть до 40-50-х годов XX века. Немногие сведения свидетельствуют преимущественно о произведениях размеренно-повествовательного характера. На сегодняшний день инструмент, к сожалению незаслуженно мало используется. 

Об этом предприятии я услыхал от Анны Наумовой, директора туристической компании «Валькирия» и полномочного представителя Общенационального Союза Индустрии Гостеприимства (ОСИГ) в СКФО. Союз объединяет в своих рядах в том числе и мастеров народных промыслов. Она познакомилась с создателями фирмы в ходе своей поездки в Северную Осетию и рассказала мне их историю.

Кто, когда и зачем создал ООО «Фандыр»? С этим вопросом наш корреспондент обратился к менеджеру по развитию фирмы Екатерине Селезневой. «Предприятие было создано в конце 1990 года по инициативе бывших сотрудников фабрики музыкальных инструментов Тамерланом Ужеговым и Галиной Селезневой, которые стали учредителями МП «Фандыр». Постепенно на предприятии удалось собрать и обучить коллектив около 25 человек, которые могли выполнить заказ любой сложности. В то время народные музыкальные инструменты пользовались огромной популярностью и спросом. Потребность в продукции нового предприятия была таковой, что очередь из покупателей образовывалась на год вперед».
А кто были эти «очередники»? «Музыканты – исполнители народной музыки, музыкальные школы, учреждения культуры разного профиля. И не только из Северной Осетии. На наших инструментах можно исполнять абсолютно любую музыку, включая классику. Празднование любого события в нашей республике невозможно представить без народной музыки, а значит – без наших инструментов. Если организаторы вдруг посчитают возможным обойтись без народной музыки, гости поймут это однозначно – что-то не так. Наше население предпочитает живой звук».
Отступление второе. Дала-фандыр (дала фæндыр) — народный инструмент семейства щипковых, звуки на котором извлекаются быстрым «перебором» струн, «бряцанием» или «щёлканьем» по ним указательным, средним и безымянным пальцами правой руки. Двух- и трехструнные разновидности дала-фандыра пользовались большой популярностью у осетин до революции, а после были реконструированы и модернизированы. В результате возникли шесть разновидностей дала-фандыра – пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас. Первые дала-фандыр были изготовлены в ООО «Фандыр»в 1999г., а 23 августа 2000г. отнесены ХЭС РСО-Алания к изделиям народного художественного промысла.
В числе сегодняшних потребителей продукции предприятия «Фандыр» - Государственный академический ансамбль танца «Алан», Государственный оркестр народных инструментов Дагестана, Молодежный оркестр народных инструментов Госфилармонии под руководством О. Ходова, Чеченская Государственная филармония, Министерства Культуры всех республик Северного Кавказа, национальные диаспоры Северного Кавказа внутри страны и за рубежом и многие другие организации и частные лица.
В 1996 году была изготовлена первая гармоника с готово — выборным аккомпанементом по заказу Северо-Кавказского Государственного института искусств, г. Нальчик, которая в дальнейшем, в результате совместной работы с преподавателями и студентами этого вуза, а также Колледжа культуры имени В.А.Гергиева, г.Владикавказ, Краснодарской консерватории была усовершенствована, и. дала возможность открыть отделения кавказской гармоники в консерваториях г.г. Ростов, Краснодар, Санкт — Петербург, Астрахань и в Государственном педагогическом институте Москвы.
Предприятие «Фандыр» не только продает, но и осуществляет, как принято говорить сейчас, сервисное обслуживание своих инструментов: ремонт, настройка, а также реставрация старинных инструментов (при возможности).
«Сегодня потребители нашей продукции те же, что и двадцать лет назад, но спрос упал, - продолжает рассказ Екатерина. – Частные лица стали покупать народные инструменты гораздо реже. Мы связываем это со снижением покупательской способности населения».
А может просто у людей появились другие потребности, на удовлетворение которых они и тратят те деньги, которые раньше шли на покупку той же гармоники? «Возможно, что и так», - соглашается собеседница.

Что сегодня представляет из себя фабрика «Фандыр»? 

Это семь мастеров гармонного и струнного цехов и три сотрудника администрации. Почти все мастера работают со дня основания предприятия. Сегодня ООО «Фандыр» производит такие инструменты, как гармоника диатоническая и хроматическая различных диапазонов, цветов и комплектации, гармоника с готово-выборным аккомпанементом, дала-фандыр, дечиг-пондур, хъисын-фандыр, трещотка, дуадастанон-фандыр, доул (барабан кавказский), убыхскую коробочку. При изготовлении струнных и ударных инструментов используется только натуральная древесина: дека из щипковой дощечки, грифы из бука, делянки из клена и бука, пластинки у трещоток из ясеня. 90 % от производства инструментов составляет ручной труд. С 1996 года ООО «Фандыр» является предприятием Народно-художественных промыслов (НХП) РСО-Алании и в скором времени надеется войти в реестр НХП России. Всего за год фабрика изготавливает до 100 различных музыкальных инструментов. Причем цены на изготовление и обслуживание инструментов очень невысокие. Это отмечают новые покупатели и клиенты.
Самое время поговорить вот о чем. Музыкальный инструмент – продукт капризный, требовательный к сырью. Кто вам его поставляет?
«Со многими нашими поставщиками мы работаем уже не одно десятилетие. Конский волос для смычков доступен в магазинах. С упадком кожевенного производства в России у нас возникли проблемы с музыкальной лайкой. Наши основные поставщики по разным причинам прекратили свое существование и вопрос стоит очень остро, так как закуп материала за границей приведет к удорожанию инструментов, чего мы очень хотим избежать. Целлулоид покупаем китайский, так как нигде в мире его больше не производят. Сосну резонансную (особенно важный материал для производства щипковых и смычковых инструментов) берем российскую. Выбираем исключительно качественную. В последнее время возникли проблемы при изготовлении особых трещоток. Сырьем для них служил самшит из горных лесов Западного Кавказа. В местах произрастания его фактически уничтожили южноамериканский грибок и самшитовая огневка. Замены ему мы найти не смогли и делаем трещотки пока только из ясеня и граба (местного сырья). Мы постоянно находимся в поиске новых материалов и новаторских идей, но, с другой стороны, мы восстанавливаем старинные рецепты (например мы используем клей из исключительно натуральных компонентов по старинной формуле при склейке меховых камер)».
Отступление третье. - Кисын-фандыр (Хъисын фæндыр) - один из древних струнных смычковых музыкальных инструментов осетин. В музыкальном быту он был распространен повсеместно и существует у осетин с незапамятных времен. Простое устройство, сохранившиеся до настоящего времени, архаичные формы инструмента, а также своеобразие использования его в художественном быту и приписывание ему каких-то сверхъестественных свойств, говорят о том, что на осетинской почве кисын-фандыр существует с древнейших времен. Этот инструмент являлся культовым и обрядовым: использовался в религиозных песнопениях и танцах, а также при совершении обрядов при свадьбах, похоронах и даже при поисках людей под снежными лавинами.

 

Будучи непременным участником массовых мероприятий, кисын-фандыр занял одно из центральных мест в осетинском народном музыкальном инструментарии. Наиболее общепризнанным для него считается жанр эпических сказаний о нартах и других героях. Он похож на скрипку и имеет круглый чашеобразный корпус. Только играть на нём нужно, поставив инструмент в вертикальное положение. Смычок в данном случае толще и длиннее, а струн всего две-три. Верхней декой ему служила раньше натянутая козья кожа. В современном виде — это резонансная сосна (высокая влажность не позволяет инструменту звучать). Струны изготавливались из конского волоса, впоследствии - сухожилий животных (сейчас струны металлические). Корпус выдалбливается из средней части ствола дерева твёрдых пород (орех, клён, груша) или изготавливается деляночным способом. Звуки хъисын фæндыр ни на что не похожи. Человек, играющий на этом инструменте, издавна был особо почитаем. Обучиться игре на инструменте ещё два века назад считалось великим даром.
Все сотрудники предприятия – ветераны производства. А как обстоит дело с преемственностью поколений? Им есть кому передать секреты своего мастерства?
Екатерина с сожалением отмечает, что эта очень важная проблема. «На сегодняшний день в России нет ни одного учебного заведения, где можно приобрести редкую профессию мастера народных кавказских инструментов. Кроме изготовления и продажи национальных музыкальных инструментов мы так же обучаем желающих освоить профильные специальности. Но таковых практически нет. Хотя в республике есть проблемы с трудоустройством молодежи. Мы где только возможно даем объявления. Сегодня у нас два ученика закреплены за двумя мастерами. Мы бы с удовольствием приняли ещё. Несколько месяцев обучения требуется для того, чтобы понять, способен ли ученик изготовить гармонь или нет, так как у нас производство гармони полного цикла. То есть один мастер делает её от начала и до конца. Поэтому нужно овладеть всеми операциями. А мех для гармони изготавливает отдельно гофрировщик меховых камер. Самые сложные этапы – сборка и настройка. Не всем они покоряются». Главными требованиями к ученику оказывается являются не музыкальный слух, а усидчивость, терпеливость, аккуратность и внимательность к деталям!
Отступление четвертое. Происхождение кавказской гармоники своими корнями уходит в XIX столетие. Она попала в регион в виде вятской тальянки и, изменив внешний вид и тембровую окраску, получила название азиатской гармоники, а в Осетии - ирон-канздал-фандыр. С конца XIX века «азиатская гармонь» стала одним из самых распространенных и любимых инструментов в Осетии изменив аккомпанемент левой стороны (добавились басы). На ирон-кандзал-фᴂндыре играли в Осетии исключительно женщины. Девочек начинали учить игре на этом инструменте с ранних лет, и они уже с 7–8-летнего возраста импровизировали плясовые наигрыши и вариации на темы танцевальных мелодий. Когда женщина умирала, в ее могилу клали гармонь, на которой она играла. Сегодня кавказская хроматическая гармоника имеет несколько модификаций: от хроматической гармоники 15 клавиш и обычной левой механики до хроматической гармоники с самым широким диапазоном и готово-выборной механикой.
Последний год стал годом серьезных испытаний для ООО «Фандыр». В августе 2019 года пожар и взрыв уничтожили 80 единиц готовых и более 10 переданных на ремонт музыкальных инструментов, материалов и комплектующих, общей стоимостью около 10 млн рублей. Серьезно пострадало здание, в котором располагалось предприятие. Сейчас оно перебралось в арендованное помещение фактической площадью около 150 кв метров. Для нормальной работы этого недостаточно. Огонь пощадил некоторую часть станков и оборудования. Учредители демонтировали представляющие опасность обрушения части здания в срочном порядке, чтобы никто не пострадал, использовав для этого кредитные средства. На данный момент рассматриваются разные варианты восстановления производства. Один из них связан с созданием Центра ремёсел и гостеприимства. В республике нет помещений, где под одной крышей могли бы трудиться мастера различных народных промыслов. «Мы бы с удовольствием разместили нуждающихся в помещении мастеров НХП в нашем отремонтированном здании, ведь у нас в республике столько талантов и мы не понаслышке знаем эту проблему! (помещения пострадавшего от пожара и взрыва газа здания принадлежит ООО «Фандыр» - прим. редакции)» – рассказывает менеджер по развитию. Помощь в предоставлении нового помещения предприятию обещал и тогдашний министр промышленности и транспорта Северной Осетии Хайдарбек Бутов. Однако ситуацию усугубила пандемия коронавируса и связанные с ними ограничительные меры. В этих условиях ООО «Фандыр», к сожалению, не может рассчитывать на поддержку со стороны государства, так как не попадает в перечень пострадавших отраслей, на которые эта поддержка распространяется. «У нас ОКВЭД (Общероссийский Классификатор Видов Экономической Деятельности -прим. редакции) на март 2020 г. – производство музыкальных инструментов, которые не попали в список пострадавших отраслей бизнеса. Хотя ремонт и гарантийное обслуживание инструментов, тестирование и продажа предполагают живой контакт между людьми» - с сожалением констатирует собеседница. Внесение в госреестр НХП России также отложился в связи с вышеупомянутыми причинами. Определенно восстановление предприятия неотделимо связано со зданием. Оно расположено в городской черте - большое, добротное, крепкое. Потенциал помещения весьма интересный и многообещающий. Если его отремонтировать, то там могли бы разместиться и мастера НХП (народно — художественных промыслов) и иные интересные проекты привлекательные с точки зрения туризма. Но в силу известных причин деловая активность упала, и эта надежда тоже остается пока призрачной.
Мы проговорили почти час. Несмотря на сложность ситуации я не услышал в голосе собеседницы безысходности. Предприятие продолжает жить и работать. А больше всего весь коллектив предприятия волнует то, что если они отойдут от дел, то искусство создания народных музыкальных инструментов вместе с ними уйдет в историю. И что с каждым годом все сложнее можно будет услышать, как звучит Осетия и Кавказ. И то, что кроме них это, к сожалению, мало кого волнует. А ведь даже древние Нарты говорили о фандыре следующее: «Если даже всем нам суждена погибель, то навеки останется жить фандыр. Он расскажет о нас, и кто заиграет на нем, тот вспомнит о нас и тот станет нашим навсегда».
Отступление пятое и последнее. Сам факт существования у осетин духовых, струнных и ударных инструментов, их архаичность, с одной стороны (дууадæстæнон фæндыр вообще является древнейшим представителем инструментальной культуры), и техническое совершенство – с другой, подтверждают древность осетинского народного музыкального инструментария.



Мы в популярных социальных сетях