По периметру всего забоя установили специальные мигающие маячки, а в самоходной буровой установке – навигационный блок, который, «цепляясь» за эти маячки, позволяет машине самой себя позиционировать, выдавая координаты в пространстве.
Концепцию подземной навигации специально для Заполярного филиала «Норникеля» разработали специалисты томской компании – ООО «НТР».
Как рассказал главный менеджер департамента инноваций Заполярного филиала «Норникеля» Антон Максимов, на некоторых самоходных буровых установках на рудниках компании имеется зарубежная система автоматизированного позиционирования и автоматизированного бурения, но она основана на алгоритмах и оборудовании, которое в настоящее время в Россию не поставляется.
В новой отечественной системе используются российские и программный код, и большинство оборудования. Ранее подобный опыт никто в нашей стране не реализовывал.
В работе над проектом совместно с томскими специалистами работали сотрудники нескольких подразделений компании: самого рудника и непосредственно буровых участков, центра маркшейдерских работ и департамента инноваций.
Все задачи, поставленные на время проведения опытно-промышленных испытаний, выполнены. Проверены различные варианты привязки самоходной буровой установки к системе координат рудника, точность позиционирования и так далее.
Летом планируются полномасштабные испытания и проверка системы в действии уже не одним днем, а длительным циклом работ.
«Сделав шаг к импортозамещению, мы сможем достичь существенного экономического эффекта: поможем машинисту в проходке, ведь он будет идти строго по проекту, не «прихватывая» пустую породу, тем самым получим потенциал для улучшения качества добываемой горной массы», – пояснил Антон Максимов.