Сергей Николаевич, ускорение инфляции — это общероссийский тренд или есть здесь наша региональная особенность?
— В апреле инфляция в целом по России замедлилась, а наша региональная напротив ускорилась. Показатель впервые за последние месяцы оказался немного выше среднего по стране и Сибирскому федеральному округу. При этом замедление инфляции в России в большей степени связано с высоким ростом цен в апреле прошлого года.
Что влияло на инфляцию в регионе?
— Уникальных региональных особенностей не было, факторы сыграли общероссийские. В первую очередь увеличился потребительский спрос. Мы стали чаще ходить в магазины, мы стали больше покупать товары, которые было сложно купить в прошлом году, когда ввели ограничения на работу торговых сетей.
Жизнь возвращается в привычное русло, и цены на это реагируют?
— Конечно, одна из простейших формул: растет спрос, предложение не успевает за этим ростом. Получаем увеличение цены.
Вопросы к производителям? Почему не догоняют?
— В прошлом году у производителей товаров были периоды простоя, перебои с поставками. В один день все не нагонишь. Если проанализировать, например, ситуацию на автомобильном рынке: у заводов был локдаун, салоны не работали, у людей сформировался так называемый отложенный спрос. Плюс к этому комплектующие подорожали. В итоге сейчас мы видим рост цен на автомобили, и до сих пор не хватает машин в салонах продаж.
А если смотреть по трем сегментам: продукты, непродовольственные товары и услуги, что в апреле выросло больше?
— Ускорился рост цен на непродовольственные товары. В апреле он составил 7,4% годовых, а еще в марте был 6,6%. Дорожали строительные материалы. Мы видим, как активно идет строительство жилья, новые дома вводят в эксплуатацию. Новоселы делают ремонт, покупают отделочные материалы. Это ускоряет рост цен.
Я уже упомянул про автомобили, спрос на которые вырос. Интересно, что жители края активно стали покупать велосипеды. Выросла популярность экологичных видов транспорта. После пандемии многие задумались о здоровье, поддержании себя в хорошей спортивной форме. С ростом спроса и стоимости комплектующих на велосипеды, их цена выросла за год на 14,5%.
А что с погодой в этом году, вы видите? Зима была суровой, затянулась, весна тоже не балует теплом. В прошлом году в апреле было много солнечных дней, а в нынешнем мы мерзли и продолжали покупать теплую одежду. Цены среагировали на это. Пальто женщины покупали в апреле на 6% дороже прошлого года, плащ на 8%, ветровка мужская стоила на 10% больше, а шапки и мужская, и женская — на 11%.
Какие ценовые изменения в продуктовом сегменте?
— Несколько месяцев подряд мы наблюдали ускорение цен на продовольственные товары. В апреле этот тренд изменился. Рост цен в годовом выражении здесь составил 7,1%, после 7,8% в марте. Но нельзя сказать, что продукты подешевели или необычно медленно росли в цене. Надо вспомнить, что было год назад, мы же сравниваем с вами цены год к году. Что многие из нас делали в прошлом апреле? Закупали продукты впрок. В ситуации неопределенности пытались сделать запасы на возможно длительный срок изоляции. Цены в том апреле отреагировали ускорением. А в этом году наше продуктовое потребление было умеренным, и на фоне прошлогоднего всплеска рост цен замедлился. Экономисты называют это эффектом высокой базы, с которой идет сравнение.
С тушёнкой, крупами, стратегическими запасами понятно. Но я замечаю снижение цен на некоторые овощи и другие продукты.
— Начиная с осени мы были обеспокоены ситуацией с картошкой. Да, случился неурожай, что бывает с этим корнеплодом редко. Картофель был заражен фитофторой. Хранился плохо. Ретейлеры в этой ситуации постарались обеспечить необходимые поставки. На прилавках появилось много импортной картошки, молодая, свежего урожая стала поступать раньше, чем обычно. Все это уменьшило темпы прироста цен на этот овощ, который многие используют в основе своего рациона. Кстати, хранить повреждённый и больной местный урожай тяжело, поэтому продавцы стали реализовывать его по более низким ценам, не дожидаясь, пока картофель испортится. Рост цен на этот овощ еще более замедлился. Почти идентичная ситуация с луком. В результате лук подешевел на 25%. Капуста в апреле на 18% стоила дешевле, чем годом ранее. Быстрее стали дешеветь лимоны и чеснок.
Что скажите про услуги? Они по-прежнему показывают слабый рост цен?
— Изменение цен на услуги было незначительным. По данным Красноярскстата — в апреле годовой рост составил 1,6%. В этом сегменте потребительская активность растет не так быстро. Услуги заметно пострадали во время противоэпидемических ограничений, от каких-то в период пандемии мы отказывались или пользовались ими реже. Сейчас идет взаимная подстройка спроса и предложения.
В то же время в отдельных сферах отмечается оживление. Например, подорожали услуги внутреннего туризма вследствие роста спроса на них. Многие красноярцы проводят отпуск в России. Дополнительным стимулом стала программа туристического кешбэка. При этом билеты на самолет у нас несколько месяцев дешевели. А в апреле мы увидели, что этот процесс замедлился. Тут тоже сыграл свою роль спрос: практически в 7 раз вырос пассажиропоток аэропорта Красноярска по сравнению с предыдущим годом.
В апреле Банк России повысил ключевую ставку, результаты увидим уже скоро?
— Влияние изменения ставки происходит не мгновенно. Действительно, Банк России повысил ее до 5%. Мы говорили с вами, что потребительская активность растет, цены растут, у людей и бизнеса инфляционные ожидания повышенные. Спрос восстанавливается быстрее, чем производство товаров. Повышение ставки призвано эти процессы замедлить. Банк России будет оценивать целесообразность дальнейшего повышения ключевой ставки на ближайших заседаниях. Решения будут приниматься с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции, развития экономики.
А что будет с инфляцией?
— По прогнозу Банка России, к концу 2021 года инфляция в стране будет в диапазоне 4,7–5,2%. В условиях проводимой денежно-кредитной политики она вернется к цели Банка России — вблизи 4% — в середине 2022 года и будет находиться на этом уровне в дальнейшем.