Ссылка на новость: https://24rus.ru//news/society/183261.html

Учёные СФУ нашли самый древний след чумы в Прибайкалье

uchyonye nashli samyy drevniy sluchay chumy v sibiriКоллектив шведских, британских, турецких и российских учёных обнаружил следы распространения бактерии чумы в северных районах Сибири. В группу международных исследователей вошёл работник СФУ, заведующий лабораторией археологии Енисейской Сибири, профессор кафедры всеобщей истории Павел Мандрыка.

Масштабное исследование было посвящено миграции и смешению народов на территории современной Восточной и Западной Сибири, Якутии и Забайкалья, сообщает пресс-служба Сибирского федерального университета. Было изучено 40 геномов человека, проживающего 16900–550 лет назад в Северо-Восточной Азии. В результате учёные нашли азиатских предков палеоэскимосов — народов, населявших Арктический регион от Чукотки до Северной Америки и Гренландии. Кроме этого, исследователи обнаружили самый древний след распространения чумной бактерии.

Следы чумной палочки «Yersinia pestis» обнаружили в останках человека, ранее проживавшего в районе реки Колыма в бронзовом веке, в одном из самых северных регионов Земли. Этот случай теперь считается самым древним по заражению данной бактерией. Следы болезни обнаружили в Прибайкалье, на зубном налёте древнего человека. Сами останки датированы 4-мя тысячами лет до нашей эры, когда, предположительно, могла бушевать пандемия чумы.

Отметим, данная работа охватывает период: поздний палеолит – неолит – бронзовый век.

«На сегодняшний день мы можем делать лишь некоторые осторожные предположения, как шла эта миграция, потому что не так много генетического материала уцелело, и не весь он имеет хорошую сохранность, - рассказал  — профессор кафедры всеобщей истории Павел Мандрыка. - Эксперты проводили в основном анализ зубов, а также фрагментов скелета, черепов людей, населявших эти территории. Очевидно, что около 38 тысяч лет назад Северо-Восточная Азия была заселена Homo sapiens, человеком современного типа. Однако из-за сильного плейстоценового оледенения в 20–16 тысячелетии до нашей эры природные и климатические условия стали настолько невыносимыми, что образовалось „окно“ — перерыв в заселении этих территорий людьми. Выжили ли местные жители? Ушли куда-то или просто вымерли — этого мы не знаем. Это было долгое „ледниковое затишье"».

Добавим, что по материалам исследования, около 16 тысяч лет назад на севере Сибири прошло неизвестное человеческое племя. Скорее всего, это были кочевники, которых уже нет на земле, однако их гены остались в геноме древних народов, живущих к северу от Байкала.

Также в рамках исследования нашлись доказательства заселения севера США сибиряками. Согласно генетической экспертизе, представители Белькачинской археологической культуры (найденные в Якутии), жившие 9 тысяч лет назад, стали предками палеоинуитов — народов, чьи потомки и сейчас населяют Аляску, север Канады, Дании и России.

Павел Мандрыка сообщил, что учёные СФУ предоставили зарубежным коллегам материал для изучения – древние черепа, найденные недалеко от Канска.

Мы в популярных социальных сетях