Твой уникальный стартап

АРТель: новый взгляд на театральное искусство

В Норильске организовалось сообщество профессиональных артистов, предложивших горожанам новый взгляд на театр. Это не традиционные постановки, часто — просто читки по ролям. Без грима, костюмов и декораций. Но спрос на творческие встречи такой, что билеты разбираются в считанные дни.

Идея не новая, но…

Идею проводить читки начали реализовывать давно, параллельно с лабораторией «Полярка». Тогда норильская «маяковка» познакомилась с эскизами, современной драматургией, и началось движение читок на малой сцене. Тимур Файрузов, режиссёр и один из сооснователей «АРТели», считает, что такая форма работы с публикой хоть и нова для Норильска, но в стране это сложившаяся и хорошо зарекомендовавшая себя практика. «Новая драма» существует больше ста лет, и зародилась, кстати, благодаря современным классикам. Так, одним из её основателей был Антон Чехов. Её появление связывают также с именами Генрика Ибсена, Августа Стриндберга. Новая драма 21 века — течение в современной российской драматургии, основанное на произведениях Ивана Вырыпаева, Василия Сигарева, Евгения Гришковца и других авторов.

Тимур Файрузов:

 — Начинали мы ещё с артистом Денисом Ганиным, тогда он служил в нашем театре. Мы устраивали читки современных пьес для зрителей по понедельникам, и за год проводили по 10–13. Конечно, не каждый понедельник удавалось собраться, ведь это репетиционный день. Потом всё затухло. Но раз возникло вновь и востребовано у людей, значит, это нужный формат.

По словам Тимура, многие режиссёры убеждены, что театр необязательно должен быть замкнутой системой. Ему свойственно меняться на протяжении своей истории, и сегодня зрители могут увидеть спектакли на стыке жанров, смешение стилей. Да и «новая драма» — не соперник классике, а хорошо знакомый нашему человеку способ рассказывать сказки.

Тимур Файрузов:

 — Русскому народу так привычен сторителлинг: все мы с детства слушали и любили сказки, удовольствие от которых во многом зависело от мастерства читающих нам мам, бабушек, отцов. Подобные читки – квинтэссенция работы с артистом, рассказывающим историю. Здесь всё тоже упирается в его мастерство. В этом я вижу ещё одну причину успешности такого жанра.

 Раз читка не сопровождается привычными театральными «атрибутами» как-то гримом, костюмами, музыкой, декорациями, остаётся широкое поле для артистизма участников и глубины самой пьесы. И артисты этим умело пользуются – драмы, комедии прочитываются ими так, что, сидя в зрительном зале, забываешь о том, что это не театр в классическом понимании. Теряет значение всё, кроме испытываемой эмоции.

Режиссёр говорит, что всегда видно, «зацепила» ли пьеса зрителя по его реакции. Подкупает искренность и голая правда рассказанного. Пусть даже болезненная. Каждая читка обсуждается с гостями, одни эмоционально высказываются, развивая мысли об альтернативных концовках, шутят и смеются, а порой даже плачут. Но есть те, кто видимой реакции не выдаёт, либо убеждает – «Такого со мной не произошло бы, это не про меня». Любой психолог скажет вам, что это – показатель «попадания», ведь именно так мы реагируем, когда встречаем нечто, не нравящееся нам, но похожее на нас.

Тимур Файрузов признаёт, что, несмотря на свой солидный театральный опыт, он по-прежнему удивляется тому, какой отклик зрителя вызывают читки «новой драмы». Ведь привычный театральный бэкграунд имеет немалое значение – музыка и костюмы нас настраивают, грим «лепит» другое лицо… А здесь – лишь сидящие напротив тебя на стульях люди. Одетые, как ты, говорящие, как ты, и проживающие жизнь на сцене, как ты.

Тимур Файзуров:

 — Видимо, это и «берёт», когда человек включается в создание образа. Он не получает готового персонажа, которого создала большая театральная команда, а «додумывает» его. Мы видим свою задачу в том, чтобы дать намёк на героя, и редко используем «костыли» — музыку или видеоряд. И тем не менее людей цепляет. Это круто.

 

Творчество без ограничений

Как же выбрать из всего разнообразия современных пьес именно те, которые «выстрелят»? Во-первых, много их читать, считает режиссёр. Он, например, прочитывает до 3–5 штук пьес в день. Не каждая будет поставлена, но так копится «багаж». «АРТель» представляет зрителю пьесы современных драматургов, которые входят в шорт- и лонглисты таких фестивалей, как «Любимовка», «Действующие лица», «Евразия» и другие. Они вряд ли в обозримом будущем будут поставлены на классических театральных подмостках, для такого репертуара они очень откровенные, честные, современные, не всегда удобные, поднимающие самые актуальные вопросы о человеке, его жизни, мыслях, цинизме общества, страхах и надеждах.

Какой бы простой по устройству ни была «новая драма», в ней всё же есть привычное связующее звено – «артисты-режиссёр». Именно режиссеру предстоит придумать язык изложения пьесы (а современная драматургия порой ставит нелёгкие задачи) — разложить текст на ритм, продумав паузы или интонационные решения. Ведь пьеса — лишь повод рассказать историю. А то, как она будет рассказана, выбирает режиссёр, и от этого, во многом, зависит, придёт ли зритель. Режиссура здесь оказывается центральным стержнем, на который нанизываются слова, полутона, мимика, жесты… Убедиться в этом просто: вы бывали на постановках одних и тех же пьес в разных театрах? Бывалые зрители сейчас понимающе кивают: они знают, как по-разному может быть сыгран один и тот же литературный материал. И это равноприменимо даже к новой драме, не обогащённой музыкой, видеорядом, костюмами.

Работы обычно строится так: артист получает текст за пару дней, потом требуется 2–3 встречи на разбор, прогоны с ритмами, паузами, проба, если нужно — музыка или видео, а соединяется всё в день премьеры.

За три года существования «АРТели» через неё прошли почти все лица норильской «Маяковки». Со временем естественным образом сложился костяк резидентов, которые разделяют интерес к современной драматургии и готовы тратить своё время на этот формат. Есть у сообщества и свой завлит, Женя Сташков, — художник, драматург, завлит Ачинского театра. Сообщество сегодня работает в режиме «альманаха». Выступления не имеют регулярности, что обусловлено целым рядом причин – основной занятостью актёров, подбором подходящего места для проведения читок и так далее.

Сегодня «АРТель» строит планы. Тимур Файрузов говорит, что изначально сообщество задумывалось как широкое творчество пространство, в котором могут участвовать представители разных видов искусства: художники, музыканты, фотографы. Были мысли сделать «АРТель» кочующим проектом: площадками выступали бы кафе, подъезды, лофт — словом, любое место в городе.

Какая жизнь ждёт сообщество теперь – покажет время, но режиссёр намерений не скрывает:

— Я хочу выбраться за пределы читок, расширить масштаб действий. Хочу напомнить себе и другим, что мы – творческое объединение и будем рады самым разным творческим началам, которые позволят делать эскизы спектаклей, устраивать мастер-классы, перформансы, концерты, словом, смешивать стили и искусства в желании создать для зрителя что-то новое, яркое и (желательно) незабываемое.

 

Сегодня информация о готовящихся выступлениях распространяется в основном «сарафанным радио» через группы в мессенджерах.

До недавнего времени артисты выступали в лофте Центральной библиотечной системы Норильска, где в пандемийные времена собиралось около 70 человек. Нынче «АРТель» готовится к переезду в творческое пространство Агентства развития Норильска, где уже в ближайшее время ожидается творческий дебют. Уверены, успешный.

Фотограф: Александр Харитонов.

 

 Top.Mail.Ru