- Этапы Национального лесного форума уже прошли в ряде российских городов. Какие вопросы участники форума в этих регионах обсуждали в числе основных, что было включено в резолюцию?
- Национальный лесной форум проходит у нас в следующем формате: сначала актуальные вопросы обсуждаются в регионах, а уже потом формируется план, в том числе и законотворческой работы, который бы учитывал региональные особенности и региональную специфику. На мероприятия в Москве мы его рассмотрим и примем итоговую резолюцию.
Что касается вопросов, то в этом году актуальных несколько. Во-первых – это исполнение законодательства, тех норм, которые были приняты за последние несколько лет. Они направлены, в том числе и на лесовосстановление, и на борьбу с пожарами, на повышение открытости информации о лесных участках. Стоит отметить, что в этом году, к сожалению, на практике мы все почувствовали, что целый ряд нормативных актов, связанных с пожарами, борьбой с незаконными заготовками леса, не исполняются и это приводит к очень тяжелым последствиям, прежде всего, не для экономики, а для людей.
- Эти проблемы обсуждаются на площадках Национального лесного форума?
- Да, в рамках одной из площадок во всех регионах мы как раз обсуждаем, проверяем - каким образом идет работа. Здесь важны несколько моментов, связанных, в том числе с распределением полномочий. Сейчас очень активно обсуждается возможность и необходимость формирования нового Лесного кодекса. Это тоже одна из тем, которая обсуждается на площадке форума. Идеи есть, поручения разобраться в этом вопросе тоже есть, но лучше всего владеют ситуацией на местах непосредственно те люди, которые работают в регионах. Существующий Лесной кодекс и возможность разработки нового – это одна из тем, которая поднималась на всех площадках форума и я думаю, что в Красноярске она это тоже станет одной из основных.
- Тема переработки древесины остается актуальной для всех лесных регионов, какие достижения уже есть и какие законы необходимо принять для получения продукта с более высокой добавочной стоимостью?
- Действительно, эффективность использования лесных ресурсов – также в числе ключевых и обсуждаем тем. И у нас на форуме есть площадка «Сколько стоит лес?». Смысл ее заключается в том, что мы обладаем колоссальным богатством, но, к сожалению, видим, что оно очень часто используется абсолютно не эффективно. Здесь мы намерены обсуждать вопросы использования лесного ресурса, начиная от того, каким образом и заканчивая - насколько это конкурентно и выгодно для государства. На сегодняшний день от пользования лесным ресурсом государство получает порядка 8%. Для сравнения те же нефтяники отдают до 50%. Нельзя забывать, что лес - это ресурсы государственные.
Второй аспект этого вопроса - как мы заготовленную древесину реализуем, по какой цене, кому и в каком виде. Это просто кругляк или продукт глубокой переработки. Мы видим что ситуация с точки зрения повышения доли переработанной древесины в общем ее объёме меняется. Но это пока еще достаточно проблематичная история.
- «Черные лесорубы», незаконная вырубка лесов – эта тема на протяжении многих лет остро стоит в России. Можно ли с ней как-то бороться?
- Незаконные рубки подрывают всю экономику лесной отрасли. Мы не раз обсуждали этот вопрос на различных форумах, есть много очевидных вопросов, связанных с незаконной заготовкой леса. Во-первых, это вопросы проведения лесоустройства. Как мы можем эффективно управлять своими ресурсами, если мы не знаем в чем он состоит. У нас материалы лесоустройства 10-15-20-летней давности. Вторая проблема – это транспортировка. У нас фактически вся незаконно заготавливаемая древесина, как только попадает на дорогу, она по факту отмывается. Форма сопроводительных документов - элементарная, простая бумажка с синей печатью. Мы ни раз говорили и будем дальше настойчиво добиваться того, чтобы форма сопроводительных документов была изменена, защищена, чтобы все сопроводительные документы привязывались к тем участкам, на которых заготавливалась древесина. В Красноярске проблеме контроля за происхождением и оборотом древесины будет посвящена отдельная площадка, которая будет доступна не только участникам форума, но и Интернет пользователям в режиме Вебинар.
- Минприроды ведет борьбу с китайскими «черными лесорубами» и рассматривает возможность введение санкций на экспорт леса в Китай. Как вы относитесь к этим инициативам и какова здесь роль законодательной власти?
- Я отношусь к теме санкций достаточно скептически. Суть вопроса понятна – у нас под боком огромный рынок, который готов поглотить все – и законную, и незаконную древесину. Но как на практике бороться с этим? Ввести санкции на поставку леса в Китай, тогда будут поставлять ту же древесину через Монголию. Вопрос в другом – незаконная заготовка древесины она ведется на нашей территории, и отмыв этой незаконно заготовленной древесины тоже на нашей территории происходит. В этом процессе участвует китайские дельцы, но и они тоже участвуют на нашей территории. Вот с чем я согласен, так это с тем, что и мы и Китай должны совместными усилиями бороться с криминальными организованными группами, которые включают и наших граждан. Мы должны скоординировать совместные усилия. Надо быть откровенным, основная недоработка идет с нашей стороны. Китай не мешает нам принять нормы по лесоустройству и по новой защищенной форме сопроводительных документов на древесину. Здесь Китай абсолютно не причем.
- Экология в России, в частности в Красноярском крае, учитывая вспыхнувшие этим летом пожары, сегодня одна из актуальных тем. Какой вклад в решение этих наболевших вопросов могут внести представители лесной отрасли?
- Лесные пожары происходят каждый год. На мой взгляд, необходимо серьезно пересматривать нормы по оценке ущерба от пожаров. У нас до сих пор ущерб от лесных пожаров исчисляется только из стоимости древесины, которая сгорела. А как же здоровья людей? Дымом в этом году дышало пол страны. Это колоссальный ущерб здоровью и его в обязательном порядке нужно учитывать. Что касается в целом экологии, то мы прекрасно видим, что те усилия, которые сейчас осуществляются по лесовосстановлению, они недостаточны. Да, мы приняли закон, который обязывает лесопользователей восстанавливать такое же количество леса, сколько его было использовано. Но нельзя забывать и о том, что за прошедшие годы у нас накопилось очень много долгов пред природой и самими собой. Колоссальный ущерб, нанесенный лесам до этого, тоже должен быть компенсирован. Мы приняли закон об обязательном лесовосстановлении, но по нему будет восстанавливаться то, что в текущий момент выбывает. Нам же необходимо заняться ретроспективным лесовосстановлением. Сегодня мы наблюдаем, что накопленный ущерб, а также плановые и бесконтрольные вырубки леса и пожары приводят к реальным экологическим катастрофам.
- В продолжение темы экологии – как найти золотую середину между развитием туризма и сохранением природы?
Я считаю, что до тех пор, пока не будет создано условий для туризма, пока не будет соответствующей инфраструктуры, пока мы не дадим людям возможность цивилизовано отдыхать, ничего не измениться. Дикие туристы наносят больше вреда, чем организованный туризм с гостиницами, дорогами, транспортом и т.д. У нас в стране есть хорошие примеры цивилизованного туризма. Национальный парк «Ленские столбы» в Якутии. Более 20 тысяч человек посещают ежегодно эти дикие места и при этом никакого ущерба не наносится.
- Взаимодействие государства и бизнеса в природопользовании. Может ли государственно-частное партнерство помочь в этом вопросе ?
- Этот вопрос очень серьезный. И мы на площадке «Взаимодействие государства и бизнеса в природопользовании» Национального лесного форума в Красноярске будем его обсуждать. У государства на сегодняшний день нет таких возможностей, да и денег не хватит на обустройство всех национальных парков и природных заповедников – мест, которые привлекают туристов. Но сейчас перед нами стоит серьезная задача изучения инвестиционных предложений и создания законодательных инициатив для создания туристической инфраструктуры, чтобы государство и бизнес могли взаимодействовать в этой части. На форуме эта площадка также будет доступна и Интернет пользователям в режиме Вебинар.
У нас есть еще один важный вопрос, связанный с социальной защитой лесников. Мы обсуждали его в этом году, и я надеюсь, что по итогам форума соответствующие предложения законотворческого порядка будут включены в резолюцию. У нас создано мало рабочих мест в лесничествах. В этом году мы обеспечили дополнительно 2200 рабочих мест для лесников, но одно дело рабочие места, а другое – привлечь в эту профессию людей. И с этим колоссальная проблема. Есть целый ряд вопросов, которые поднимаются, и мы обязаны их решать на законодательном уровне. Прежде всего - это вопрос гарантий, социальной защищенности, вопрос возможности членам одной семьи работать в одном лесхозе.
Пока мы не начнем заботиться о людях, которые должны защищать лес, у нас у этих людей не будет. Работа лесников исключительно сложная, требующая и знаний, и мужества, и терпения. Нужно возвращать людей в профессию.
- Что ждете от форума в Красноярске?
- Красноярск является заключительным нашим региональным этапом, и именно здесь будут обсуждаться многие выводы, наработки и итоги проведенной работы. Кроме того, в течение года мы готовили доклад о состоянии открытости лесной отрасли и готовы представить результаты и выводы этого доклада. Мы обсудим, какие меры законодательного характера необходимо принимать для того, чтобы исправить ситуацию. Все эти вопросы мы будем поднимать на площадках Национального лесного форума в Красноярске.
- Спасибо.