О социальных гарантиях
«Президент несколько раз уже говорил нам о том, что у нас нет времени на раскачку, что люди ждут от нас совершенно конкретных результатов по всем направлениям. Это касается не только вопросов, связанных с государственным строительством, но в первую очередь это связано с социальной сферой.
В данном контексте самое важное, что люди должны понимать, что их социальные права защищены не просто на уровне законодательства, а на уровне Конституции».
Об изменении Конституции
«Для того, чтобы менять Конституцию нам необходимо выяснить, в чем состоит общественный запрос. Конституция – это важнейший документ, который мы не можем менять каждый год или каждые полгода. Но в то же время Конституция – это живой документ. Он должен давать ответы на те запросы, которые посылает общество. В этом и состоит основная задача рабочей группы, насколько я её понимаю, как сопредседатель. Она состоит в том, чтобы помочь сформулировать те или иные положения, выяснить общественный запрос. Именно для этого президент включил в рабочую группу граждан, представляющих различные профессии и сферы деятельности, общественных деятелей, а не только юристов».
О рабочей группе по изменению Конституции
«Рабочая группа не ограничена только теми поправками, которые непосредственно внёс президент. Мы будем заседать два раза в неделю. Постоянной площадкой для заседаний будет Общественная палата Российской Федерации. Мы в ежедневном режиме будем работать со всеми членами рабочей группы, для того чтобы наилучшим образом выявить общественный запрос и ожидания людей и сформулировать те положения, которые могут стать частью нашей Конституции».
Об актуальности изменения Конституции
«Если отслеживать вопрос актуальности внесения изменений в Конституцию, то можно заметить, что наши политики, политические партии так ли иначе поднимали этот вопрос. Последние годы много говорилось о том, что Конституция не лишена тех или иных недостатков. Вместе с тем, так можно сказать про конституцию любой страны. Конституция Российской Федерации, безусловно, одна из самых современных конституций не только в Европе, но и во всём мире. Вместе с тем надо отметить, что Конституция 1993 года в той интерпретации, которая была тогда и сегодняшняя Конституция России, даже без всяких изменений и дополнений, во многом различные документы, просто потому что общество сделало гигантский шаг вперёд.
Давайте вспомним 90-ые годы и посмотрим на то, как мы живём сегодня. У нас, конечно, много недостатков, много людей, которые критикуют власть, нашу социальную сферу, но давайте согласимся с тем, что у нас сегодня другая страна, несмотря на то, что мы жили по Конституции с 93-го года.
Почему это было возможно? Во многом, потому что орган конституционного контроля – Конституционный Суд России своими правовыми позициями постоянно развивал понятие и содержание основных прав и свобод, закрепленных в Конституции. Помимо этого участие нашего государства в различных межгосударственных объединениях также расширило сферу свободы, заложенную в Конституции.
Так, например, наше современное законодательство о гражданстве, избирательное законодательство - одно из самых демократичных, одно из самых либеральных в мире. Ни в одной стране нет института независимого политического общественного наблюдения за выборами, а у нас он есть. Мы его создали перед президентскими выборами. Вспомните общественные палаты, региональные общественные палаты, всё это у нас есть.
Мы двигались в этом направлении последовательно и сегодня мы перешли к тому, что представительный орган парламента, который избирается всеми гражданами, тоже может и должен получить дополнительные полномочия. Это стало возможно, потому что наша политическая система стала более зрелой. Об этом говорят и выборы президента, и последний избирательный цикл, единый день голосования. Мы видим, что люди все более ответственно начинают относиться к избирательным компаниям, и самое важное, что люди понимают, что вся вертикаль власти, начиная с выборов президента, парламента, законодательных органов власти субъекта и муниципальных органов, должна функционировать согласованно и в интересах человека.
Поэтому когда мы говорим о том, что в Конституцию необходимо вносить те или иные изменения, мы понимаем, что это продиктовано логикой развития наших демократических институтов. По сути дела это новый этап в развитии нашей демократии».
Об общероссийском голосовании
«Всеобщее российское голосование, которое должно пройти по поправкам в Конституцию - это одна из важнейших и, может быть, самых сложных для нашей рабочей группы задач. На заседании рабочей группы было принято решение о том, что мы пригласим к сотрудничеству Центральную избирательную комиссию, которая, безусловно, имеет очень большой опыт в данной сфере, потому что те же самые президентские выборы 18-го года прошли на уровне самых высоких мировых стандартов.
Самое важное, что мы должны в конечном счёте получить - это простую, понятную, доступную для наших граждан процедуру, которая, что самое важное, будет пользоваться доверием граждан. И тот результат, который будет по итогам голосования, он должен пользоваться доверием наших граждан».
О наиболее значимых поправках
«Одни из наиболее значимых изменений касаются обеспечения суверенитета, конституционной идентичности Российской Федерации. Это одни из важнейших конституционных ценностей. Мы будем последовательно проводить в конституционном тексте эту мысль. Наряду с этим подчеркну, что Российская Федерация никоим образом не отказывается от исполнения своих международно-правовых обязательств. Россия всегда отличалась тем, что последовательно свои международные обязательства исполняет. Вместе с тем, современная цивилизация невозможна без уважения суверенитета друг друга, уважения взаимных прав и обязанностей, тех норм, которые принимают и надгосударственные структуры с тем, чтобы мы могли нормально развиваться. Мировое сообщество, находясь в процессе согласования интересов сильных и слабых, последовательно исходит из идеи всеобщего развития. По данным причинам Россия никоим образом не стремится к какой-либо изоляции, но мы говорим о том, что конституционная идентичность, наши правовые, культурные, политические, религиозные традиции, традиции народов, населяющих нашу страну – всё это для нас конституционные ценности, от которых мы никоим образом не готовы отказаться».
О наднациональных средствах правовой защиты в контексте вносимых изменений
«Безусловно, любая правовая система имеет свои недостатки, но даже сегодня мы живем в условиях, когда надгосударственные институты выполняют только субсидиарную, т.е. дополнительную функцию. Поверьте, лучше, чем наши правовые институты никто не защитит наших граждан, а когда нарушают суверенитет страны (и мы это видели на примере Сирии, Ливии, другие можно приводить примеры), в конечном итоге ни какой-то абстрактный суверенитет страдает, а страдают интересы людей, которые там живут, страдают интересы граждан, поэтому мы не идем к какой-либо изоляции, мы остаемся членами европейской правовой семьи, но мы будем четко и последовательно проводить идею верховенства Конституции на всей территории РФ».
О Государственном совете
«Идея о том, чтобы зафиксировать в Конституции роль Государственного совета сейчас пока очень кратко изложена в том тексте, который предложил президент. Рабочая группа будет этот вопрос дорабатывать, конечно, в тесном взаимодействии с президентом, с Главным государственно-правовым управлением. Есть ещё много вопросов, которые сейчас президент в проекте обозначил фрагментарно. Они требуют дополнений и не только в конституционном тексте, но также они требуют и серьезных доработок ряда ФКЗ и ФЗ».
Об усилении роли парламента
«Парламент - это не только законодательный орган, не только орган, который принимает законы, но это и представительный орган, он выражает интересы всех слоев населения. Наша задача в этом и состоит: с помощью избирательной системы и с помощью парламентских функций показать, что это орган, представляющий интересы всего населения, всего политического спектра. Я думаю, что последние поправки в Конституцию подчеркивают именно представительный характер нашей российской демократии».