Освоение Баженовской свиты позволило бы Югре уже в следующем десятилетии вернуться на рубеж 2007 года, когда в Западной Сибири был достигнут пик добычи. Такое заявление сделал научный руководитель Института нефтегазовой геологии и геофизики РАН академик Алексей Конторович. Он утверждает, что к третьему десятилетию нужно выйти на годовой уровень добычи в 100 миллионов тонн.
По предварительным оценкам, в залежах Баженовской свиты находится около 150 млрд тонн нефти высокого качества. Главной проблемой разработки таких запасов является отсутствие необходимых технологий, которые позволили бы сделать рентабельной добычу в промышленных объемах. «Именно для разработки таких технологий и создан технологический центр “Бажен”, ‒ говорит член правления Газпром нефти Александр Дыбаль. ‒ Их появление позволит нам фактически начать второй этап освоения Западной Сибири. И в целом Югра является для нашей компании площадкой для развития новых методов добычи нефти, инноваций и цифровой трансформации».
Замминистра энергетики РФ Кирилл Молодцов говорит о конкурентном преимуществе Югры: она обладает великолепно отлаженной инфраструктурой промыслов, транспорта углеводородов, и потому здесь резонно дать старт отечественной «сланцевой революции», прежде чем двигаться за нефтью в высокие широты, в малоосвоенные районы Восточной Сибири.
В свою очередь Алексей Конторович призывает не скупиться, не тянуть резину с Баженом, напоминая об опыте США, где не зря израсходовали 30 миллиардов долларов на сланцевую нефть. «Мы сумеем достичь желанной цели только при условии плодотворного сотрудничества науки, бизнеса и госуправления», ‒ резюмирует ученый.
«Поддержание современного уровня добычи диктует освоение все более сложных месторождений, относящихся к трудноизвлекаемым запасам, ‒ подчеркивает председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник. ‒ Это требует соответствующих технологий и бизнес-условий (которые у нас почему-то чаще отождествляется с налоговыми льготами и преференциями). Также опрометчиво полагаться только на то, что “бизнес всё знает и всё сделает сам”. Поэтому ключевыми становятся вопросы государственной научно-технологической политики. Важны не просто современные технологии, но и навыки и умения работать эффективно в конкретном месте определенного региона. Поэтому необходимы не столько предписания, сколько сигналы для бизнеса о том, какие складываются экономические условия для реализации проектов в разных точках обширного пространства. Требуется гибкость замыслов и действий, обеспечивающих главный результат ‒ развитие отечественной промышленности в целом, следовательно, создание разных благоприятных условий для реализации разных проектов на разных территориях».