Иной шофер скажет, что самым лучшим и одновременно самым старым способом считается проверка бензина на запах и цвет. Однако как минимум такая проверка во время заправки будет выглядеть со стороны странно. А как максимум – чувство обоняния у каждого человека разное и надеяться на него не стоит.
Куда надежнее носа – сертифицированная лаборатория. Проверка в ней стоит недешево, поэтому здорово, что сеть АЗС «Газпромнефть» время от времени предоставляет автомобилистам свои передвижные лаборатории, которые, хоть и расположены в фургонах, по оснащенности оборудованием ничем не уступают стационарным. Благодаря этим «лабораториям на колесах» качество бензина из своего бака уже проверили жители Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска, Новосибирска, Кемерово и других городов. И вот, наконец, такая возможность выпала красноярцам, среди которых оказался и корреспондент «НИА-Красноярск».
23 апреля на Северном Шоссе, 11а мобильная лаборатория «Газпромнефти» распахнула двери для народных контролеров. Каждый желающий мог получить информацию о качестве привезенного им образца топлива. Для чистоты эксперимента автовладельцев просят не называть вид бензина, а также АЗС, с которой его привезли. Отлив необходимое количество топлива на малоизвестной в Красноярске заправке, филиалов которой насчитывается около десятка, я повезла его на «Газпромнефть» – для проверки.
Снаружи мобильная лаборатория выглядит как обычный фургон. Внутри же перед посетителем открывается целый научно-исследовательский центр: компьютеры, различные химические установки, контрольное оборудование, реагенты, шланги, колбы и так далее. Все оборудование сертифицировано и раз в году проходит поверку. Сотрудники одеты в униформу и перчатки, чтобы полностью исключить влияние на образец для испытаний. Как рассказала начальник передвижных лабораторий испытательного центра сибирского региона Анастасия Новикова, человеческий фактор в процессе оценки качества сведен к нулю: в базе спектрометра заложены эталоны, а все результаты сканирования сохраняются автоматически.
Желающие узнать, чем «кормят» на АЗС их автомобиль, выстроились в очередь возле мобильной лаборатории. Среди «народных контролеров» – обычные автолюбители, специалисты СТО, мотоциклисты и автомеханики.
Прежде чем забрать пробу для проверки, специалисты лаборатории спрашивают, насколько чистой была тара при заборе топлива. Если в пластиковой бутылке был хоть один миллилитр воды или другого вещества, испытания можно считать недостоверными. Впрочем, мы свою тару подготовили как следует, и вероятность того, что химический состав образца будет изменен, была полностью исключена.
Сама проверка продолжается около 15 минут. В образец опускают подключенную к аппарату трубочку – через нее топливо поступает в анализатор, который и определяет компонентный состав бензина. По результатам испытаний специалисты составляют протокол: в нем указаны октановое число, содержание серы, фракционный состав и другие параметры бензина.
Так как погода была прохладной, шел дождь, ожидающим протоколы автомобилистам были предложены чай и кофе.
вот протокол испытаний у меня в руках. Увы, собранное на малоизвестной АЗС топливо требованиям технического регламента не соответствует: в нем превышено давление насыщенных паров и почти в девять раз превышена массовая доля серы. Как объяснили специалисты, чем выше давление насыщенных паров бензина, тем выше его испаряемость. Что же касается серы, то при взаимодействии с водой она образует серную кислоту, которая разъедает детали двигателя, сокращает срок службы работы катализаторов и негативно влияет на общий уровень выбросов. Это совершенно недопустимо по российским нормам.
Разочарованная полученными результатами, я задалась вопросом: как простой автомобилист может убедиться в качестве топлива на АЗС, куда он заехал заправиться? Как оказалось, просто.
Как рассказал руководитель сети АЗС «Газпромнефть» в Красноярском крае Дмитрий Потылицын, прежде всего нужно проверить паспорт качества топлива. Этот документ содержит результаты лабораторного исследования, которые подтверждают соответствие нефтепродукта требованиям технического регламента Таможенного союза. И он выдается каждой партии топлива, привезенной на АЗС с нефтебазы.
«Паспорт качества находится в свободном доступе для посетителей автозаправок – на информационном стенде. Он хранится на АЗС до полной реализации партии. Также на каждой АЗС хранятся пробы привезенного бензина и дизеля — на тот случай, если качество топлива из последней партии надо будет проверить отдельно», – отметил руководитель сети АЗС «Газпромнефть» в Красноярском крае.
Поставляемое на АЗС «Газпромнефть» топливо проходит проверку на всех этапах: от отгрузки с нефтеперерабатывающего завода до заливки в бак автомобиля. «Это делается для того, чтобы быть уверенными: до покупателя дойдет продукт в оптимальном состоянии. Если у автовладельца возникают вопросы к качеству топлива, то на АЗС ему будут предоставлены все документы, в том числе и паспорт качества на реализуемый нефтепродукт», – говорит Дмитрий Потылицын.
Плановый контроль качества проводят 20 стационарных лабораторий. За внеплановые проверки отвечают девять мобильных лабораторий независимого предприятия «Газпромнефть-Лаборатория», одну из которых мы сегодня посетили. Стоимость каждого мобильного комплекса сопоставима со стоимостью нескольких квартир в центре Москвы. Фургоны курсируют по стране, посещая каждую АЗС сети не реже раза в месяц.
Увидев, как много сложного оборудования нужно, чтобы проверить характеристики топлива, мы убедились в том, что осматривать или нюхать его – все равно, что пытаться на глаз сделать анализ крови. Впрочем, не многим лучше и бытовые октанометры, которые свободно продаются в нашем городе. Специалисты предостерегают: у этих приборов крайне низкая точность, кроме того, они нуждаются в постоянной калибровке. «Доверять
можно только профессиональному оборудованию, которое проходит регулярную поверку», – советует Анастасия Новикова.