16.04.2024
°C
4
$ 93.59
€ 99.79
erid: 2VtzqxJALAR

Педагог ГИТИСа рассказал о будущем участников конкурса «Живая классика»

Сегодня на сцену «Артек-арены» выйдут финалисты конкурса юных чтецов «Живая классика». Для 16-ти школьников из разных регионов России это волнительный день. Лишь некоторым из них посчастливится попасть в суперфинал и выступить на Красной площади в Москве.

Последние несколько дней финалисты усиленно готовились к выступлению, помогали им в этом педагоги ведущих театральных вузов страны. Актерскому мастерству юных чтецов обучает педагог ГИТИСа. Корреспондент «НИА-Федерация» поговорил с Тарасом Белоусовым о подготовке к финалу и творческом будущем юных чтецов.

- Расскажите, как идёт подготовка к конкурсу?

- За несколько дней до финала я и второй педагог по сценической речи Театрального института им. Б. Щукина Наталья Смирнова усиленно занимаемся с ребятами  тренингом, дикцией, где-то поправляем логические ударения, где-то сокращаем текст. Но самое главное – создаём общую атмосферу команды. Ребята дружат между собой, поддерживают другу друга.  И мы специально не разводим финалистов по аудиториям и не занимаемся индивидуально. То есть я с одним работаю, остальные пятнадцать присутствуют, смотрят, учатся, советуют. Бывает, что у ребенка не получается выразительно рассказать какой-то кусок текста. Его сверстник говорит: я не лезу в твое выступление, но попробуй сделать так и так. В некоторых случаях такие советы помогают улучшить материал. И самая главная наша задача -  настроить ребят эмоционально. Много работаем с психологией детей.

- А актерское мастерство зависит от возраста? Обычно во время публичных выступлений подростки более зажаты, чем их младшие коллеги.

- Почему иногда проще работать с детьми до 12 лет? -  У них еще есть вера в то, что они делают, всё происходящее воспринимается через игру. А когда мы входим в пубертатный возраст, становится более четко выраженной социальная маска, важно, как меня оценивают, как угодить. Ага, оценивают того, дай-ка, я буду таким же. И если мы говорим об актерском мастерстве, с точки зрения профессии, как она есть, то важна индивидуальность. А у нас, как часто говорят: девочка милая, значит, будет артисткой. Иди в ГИТИС поступай!  Но таких милых три тысячи. Или, что обижает:  мне мама сказала, что ничего не умеешь, поэтому  иди в театральный. То есть театральный вуз рассматривается как пристанище для тех, кто ничего не умеет.

- А если ребенок не прошёл  в полуфинал, в финал, но вы как педагог ГИТИСа видите его актерское будущее. Приглашаете поступать?

- Не приглашаем, но мы не теряем связь. Я уже пять лет в «Живой классике» и четырнадцать – в ГИТИСе и всегда говорю: конкурс юных чтецов и поступление в театральный институт – это две разные планеты, не связанные между собой. Потому что поступают не за чтение. На конкурсе способный ребенок может проявиться через материал, который он взял. И при этом, он может быть одаренным и иметь прямое отношение к актерской профессии. А бывают единичные случаи, что участник подготовлен очень здорово, выбрано хорошее произведение, красивый голос, правильные паузы и энергетика, в конкурсе проходит, а предрасположенности к профессии нет. Отсутствуют чувство юмора, темперамент, моторика, возбудимость. Те профессиональные качества, важные при поступлении в театральный институт.

В этом году мальчик из Воронежа не прошёл в полуфинал. Он говорит: знаете, у меня такое ощущение, что этот конкурс сейчас подвёл к решению, чтобы мне не поступать в театральный вуз. Честно задал вопрос. Я говорю: стоп, ты прослушивался не для поступления в вуз. Я не задавал задания, чтобы выявить тот же темперамент, актерскую природу. Мы просто стали свидетелями  того, как ты с больным горлом уныло в 9 утра вышел и читал текст, который к тебе, к твоей природе, не имеет никакого отношения. Номер тебе сделал педагог, но не вздумай читать этот текст при поступлении в театральный институт, потому что это тебя закрывает, посоветовал я ему.

Или другой пример. Здесь, на смене, присутствует девочка из Челябинской области, которая снялась в главной роли в фильме с участием известных российских актеров, но она не прошла в полуфинал. Причем, она хорошо читала, у неё есть актерское дарование, будет поступать в театральный вуз. Она уже имеет прямое отношение к профессии, эмоциональная, живая, но другие ребята в её подгруппе были более убедительными.

Или в прошлом году Марк Эдельштейн из Нижнего Новгорода читал отрывок из произведения Виктора Астафьева «Проклятые и убитые». Он в этом году поступает в ГИТИС. Мы написали ему письмо в школу, чтобы он экстерном окончил учебное заведение.

- Но не все же талантливые дети хотят быть актерами. Что их побуждает участвовать в конкурсе «Живая классика»?

-   Это подростковый путь преодоления себя, решение каких-то своих внутренних проблем. Перед вами, наверное, сидит самый закомплексованный человек на свете. Помню, в школе не занимался нигде, но я себе почему-то внутренне доказывал: можешь ты или не можешь справиться с этим волнением. Это как борьба с самим собой.

Опять же, конкурс это возможность себя показать, на других посмотреть, пообщаться. Кто-то участвует для победы, кто-то для своего портфолио. Почему нет? Участие в конкурсах сейчас очень приветствуется.

Но самое важное: дети попадают в сообщество, где много других творческих и интересных проектов.  Я очень люблю наш конкурс и наших детей. Они, правда, очень много читают. И их любовь к книгам заразительна.

Спасибо за беседу.



Мы в популярных социальных сетях