«Один из востребованных видов организации туристского досуга – участие в мастер-классах и ярмарках. Внимание туристов привлекают не только изделия народных промыслов, сохранившихся до настоящего времени, но и не потерявшие свою значимость в быту. Например, у народов Крайнего Севера это меховая мозаика, бисероплетение, берестяное искусство, резьба по кости, плетение из соснового корня, изготовление традиционной куклы и многое другое. В настоящее время ЭЦ ПОРА уже работает над проектом «Хранители Арктики», который организован совместно с Ассоциацией деятелей культуры для поддержки и развития талантливой молодежи. Поддержать, сохранить и приумножить культурные и духовные ценности народов Крайнего Севера — основная цель проекта» - отметил Александр Воротников.
Кластерный подход к развитию народных художественных промыслов (НХП) – создание кластеров креативных индустрий (включающих в себя туристскую, образовательную и НХП-компоненту) позволит также подготовить специалистов широкого профиля (туризм, образование, народные промыслы). Подобный подход будет способствовать повышению культурного уровня, поможет сохранить народное наследие и развить экологический туризм. Это еще больше усилит интеграцию в сферу туризма и положительно скажется на развитии этнографического туризма в России. Актуальным инструментом создания таких кластеров должно стать государственно-частное партнерство, в частности, концессионные соглашения.
«Необходимо создать международный портал - каталог товаров от производителей НХП из российской Арктики, объединить всех производителей на одной интернет-площадке. Также следует ввести систему идентификации оригинальных изделий народных художественных промыслов и маркировать оригинальную продукцию» - говорит Александр Воротников.
При формировании программ развития особо охраняемых природных территорий следует обратить внимание на: привлечение ведущих международных экспертов и организаций в сфере экологического туризма в целях внедрения лучших практик сохранения соответствующих природных объектов и обеспечения высокого уровня сервиса для посетителей; обеспечение развития малого и среднего бизнеса на соответствующих территориях, а также участия крупнейших российских компаний, в том числе с использованием механизмов концессионных соглашений; организацию публичного обсуждения программ развития этих территорий.