В своем докладе аудитор Светлана Алдашова отметила, что в крае в 2010-2015 годах на улучшение жилищных условий 35-ти категорий граждан направлено 41,9 млрд рублей. Это позволило улучшить жилищные условия 46,7 тыс человек. Объем государственной поддержки на одного человека составил в среднем 897 тыс рублей. При этом, по данным на начало 2016 года, на учете зарегистрированы 43,5 тыс льготников, что практически соответствует числу улучшивших жилищные условия за предыдущие 6 лет.
По итогам проведенного аудита, Счетная палата края пришла к выводу, что в крае отсутствует единый подход к реализации жилищной политики. Вопросами улучшения жилищных условий граждан занимается 28 различных комиссий и органов исполнительной власти, в то время, как в данной области необходимо комплексное управление.
Контрольное мероприятие показало, что в нормативно-правовом обеспечении существуют пробелы - отдельные законы края либо отсутствуют, либо находятся в стадии разработки, либо нуждаются в актуализации. Данные недостатки не позволяют в полной мере реализовать полномочия края по управлению и распоряжению жильем государственного жилищного фонда края.
Кроме того, неурегулированность отдельных положений жилищного законодательства и отсутствие необходимых административных регламентов создает предпосылки к тому, что в некоторых случаях решения на уровне органов местного самоуправления могут приниматься с более высокой степенью свободы. По мнению Счетной палаты края, это обстоятельство отнесено к коррупционным рискам.
Общий объем нарушений, допущенных при расходовании бюджетных средств на улучшение жилищных условий в течение 6 лет и выявленных органами государственного и муниципального финансового контроля, составил 926,1 млн рублей. Установлены факты оплаты завышенных объемов строительства, нарушения сроков ввода жилья в эксплуатацию и некачественного проведения работ подрядными организациями. Выявлены случаи внесения изменений в контракты с нарушением законодательства о госзакупках и несоблюдения действующих порядков и требований при переселении граждан из районов Крайнего Севера, а также из ветхого и аварийного жилья.
Счетная палата края обращает внимание на то, что несмотря на лидирующие позиции Красноярского края среди субъектов СФО по показателю средней площади жилья на 1 человека, его значения в размере 23,3 кв м (по данным на 2015 год) еще далеки от установленных норм. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития России, к 2020 году необходимо достичь среднюю обеспеченность жильем в размерах 28-35 кв м на человека, а также увеличить до 60% долю граждан, имеющих возможность с помощью собственных и заемных средств приобрести, снять или построить необходимое жилье.
По результатам проведенного контрольного мероприятия, Счетной палатой Красноярского края сформулированы предложения Правительству и министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства края, среди которых присутствуют рекомендации разработать концепцию развития жилищной политики в регионе и рассмотреть вопрос о внедрении в профильном министерстве системы менеджмента качества при переходе к проектному управлению.