Прошедшая в Москве ежегодная угольная конференция Содружества Независимых Государств вызвала двойственное впечатление. С одной стороны, компании порадовали интересными проектами освоения месторождений в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке и нацеленностью на новые рынки сбыта, а с другой, наша инфраструктура (особенно железные дороги) по-прежнему остается главным тормозом на пути развития этих регионов и выхода угольной промышленности на зарубежные рынки сбыта.
В последнее время происходят радикальные изменения на мировом рынке энергоносителей. Наиболее важными из них являются спад энергопотребления в Европе (основной потребитель российских энергоресурсов), развивающийся процесс глобализации рынка природного газа (главным образом за счет сжиженного) и перспектива обострения конкуренции на рынке Азии.
Постоянно растущая зависимость России от экспорта сырья обуславливает необходимость своевременной реакции не только угольной промышленности, но и государства на эти стремительно развивающиеся тенденции.
При этом надо отметить, что угольная отрасль до сих пор является единственной, где государство провело успешную реформу по переводу ее на рыночные рельсы. Проведенная в 1993 - 1996 гг. под руководством тогдашнего министра топлива и энергетики Юрия Шафраника и руководителя Государственного предприятия «Компания «Росуголь» Юрия Малышева реструктуризация угольной промышленности привела к тому, что государство полностью ушло из убыточной до того времени отрасли, а она не только стала рентабельной, но и увеличила производство и экспорт.
«Отрасль оправилась от кризиса и увеличила экспорт», ‒ такой вывод сделал руководитель отдела стратегических исследований Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Григорьев. По его оценке, прошедший год был одним из самых успешных для отрасли. В 2011 году достигнуты рекорды по добыче угля (334,7 млн т), отгрузке (308,7 млн т), экспорту (104,7 млн т), а также импорту: свыше 32 млн т было доставлено на российский рынок (в основном из соседнего Казахстана).
2011 год был весьма благоприятен для угольной промышленности в плане ценовой конъюнктуры. Эффект от наводнения в Австралии и связанный с этим дефицит угля и рост цен на мировом рынке в сегменте коксующихся углей можно было наблюдать на протяжении всего года. В секторе энергетических углей ситуация была несколько иной: цены оставались стабильными на протяжении всего года, закрепившись на отметках, достигнутых в ходе роста последних месяцев 2010 г.
Характеризуя общее состояние отрасли А. Григорьев сказал, что несмотря на все успехи последних 10‒12 лет угольная промышленность России находится в достаточно уязвимом положении: внутренняя база потребления характеризуется небольшими размерами, особенно на фоне других развитых стран, а конкуренция на внешнем рынке становится все более острой.
Чтобы спрос на уголь был завтра, строить угольные станции необходимо уже сегодня. Однако, как отметил А. Григорьев, такие примеры крайне редки: энергоблок на Березовской ГРЭС в Красноярском крае на 800 МВт, планируемый к постройке в 2014 году, - один из немногих желаемых проектов.
Главным ограничением для развития угольной промышленности России эксперт назвал транспортную проблему. Только Кузбасс сегодня поставляет уголь в десятки российских регионов и 47 стран мира. 90 процентов перевозок осуществляется по железной дороге. Действующая в России нормативная база по срокам доставки железнодорожных грузов была утверждена еще в 1951 году. В 2012 году железнодорожные тарифы в России повышаются на 6 процентов (в прошлом году они были подняты на 8 процентов).
Что уж говорить об отдаленной перспективе — ведь в январе 2012 года правительством была утверждена новая программа развития угольной отрасли до 2030 года, исходя из которой в обозначенный период в Кузбассе будут построены еще 38 новых предприятий углепрома. Их развитие немыслимо без строительства новых путей, расширения железнодорожной инфраструктуры и оптимизации перевозок.
«УГОЛЬ СНГ 2012»: конкуренция обостряется
Подписывайтесь на нашу страницу новостей "Независимый Красноярск" в telegram.