26.04.2024
°C
1
$ 92.13
€ 98.71
erid: 2VtzqxJALAR

Число жалоб на нарушение прав ребенка в регионе растет

Сегодня в рамках сессии Законодательного Собрания депутаты заслушали доклад Уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае Ирины Мирошниковой. Она рассказала о соблюдении прав и законных интересов детей в нашем регионе в 2017 году.

По словам омбудсмена,  ежегодно количество обращений к Уполномоченному по правам ребенка в крае увеличивается. В 2017 году аппарат Уполномоченного рассмотрел 845 обращений — на полтора процента больше, чем годом ранее.

«Специфика обращений заключается в том, что граждане не просто обращаются за помощью и консультациями, а поднимают целый комплекс проблем», — сказала Мирошникова.

Люди недовольны действиями органов опеки, попадают на удочку нечистых на руку юристов, просят наказать руководство школ, конфликтуют с бывшими супругами по поводу проживания детей и так далее. В последнее время лидируют вопросы о нарушении прав детей в семьях родителями.

Что касается географии, то чаще стали обращаться к Уполномоченному жители Красноярска (рост числа жалоб на 15,4%, или на 53). «Градус напряженности» отмечен в Ачинске. Здесь люди недовольны волокитой при оформлении детей в приемные семьи, грубым отношением опекунов, их нежеланием вникать в проблемы людей. Норильчане сетуют на трудности при устройстве в детсады. Жители Березовского района ропщут по поводу предоставления земельных участков многодетным семьям, жалуются на то, что сотрудники органов опеки часто меняются, пишут об их бездействии и некомпетентности. В Емельяновском районе своя беда. Речь идет о несоблюдении правил безопасности при перевозке детей школьными автобусами, о конфликтах в школах и семьях.

В обращениях граждан отражены такие вопросы, как: несогласие с решениями органов опеки и попечительства об определении места жительства детей и порядка общения с детьми после развода их родителей; невыплата алиментов; улучшение жилищных условий и предоставление земельных участков; трудное материальное положение семьи и невозможность собрать детей на учебу.

Ирина Мирошникова сообщила, что число разводов в Красноярском крае составляет 60% от числа заключенных браков. В 2017 году в регионе на 22 795 браков пришлось 13 925 разводов.

«Для детей развод родителей — это всегда крушение мира», — сказала она. — Если же развод сопровождается конфликтами, то семья, сама того не желая, наносит вред здоровью и воспитанию детей». 

Среди острых тем  — конфликты в образовательных учреждениях — школах, детсадах, спортивных организациях. Здесь поток жалоб увеличился на треть. Аппарат Уполномоченного в прошлом году был привлечен к разрешению 105 конфликтных ситуаций. В основном это касалось «несоблюдения педагогами этических правил и норм, применения психологического давления, межличностных конфликтов между учениками, между родителями и педагогами, необоснованных действий или бездействия администрации». Омбудсмен заметила, что когда речь заходит о работе психолога в школе, существует стереотип, что он должен работать только с трудными ребятами. По ее мнению, нужно говорить о помощи психолога учителю в выстраивании адекватной системы взаимоотношений с детьми, создании комфортной психологической обстановки в детском коллективе.

Особое внимание Ирина Мирошникова уделила работе органов опеки и попечительства. В крае эти полномочия переданы муниципалитетам. Объем работы колоссален, поскольку передано 77 полномочий (например, отслеживание неблагополучных семей), а работу выполняют всего 283 специалиста. В 2019 году запланирован рост числа сотрудников на 56 человек, но и тогда общая численность составит всего 60% от потребности.

По численности детей-сирот Красноярский край входит в пятерку лидеров в стране после Иркутской, Свердловской, Московской и Кемеровской областей. В регионе 15 106 детей-сирот, и ежегодно в крае выявляется еще около двух тысяч таких ребятишек. Эти цифры свидетельствуют о том, что органы профилактики безнадзорности зачастую только фиксируют «финальную стадию деградации родителей, ведущих асоциальный образ жизни», и о слабой профилактике семейного неблагополучия.

Ирина Мирошникова заявила о том, что работа органов опеки и попечительства требует совершенствования и координации действий с другими структурами.

В целом же, признавая недостатки, она отметила, что в крае достигнуты достаточно серьезные успехи в защите детства. Несмотря на объективные проблемы, связанные с демографической ситуацией и четко обозначившиеся в 2017 году, другие показатели «дают все основания для оптимистичного взгляда в будущее».

Заслушав доклад, народные избранники задали ряд вопросов омбудсмену.

Владимир Демидов затронул тему дорожной безопасности. Проблема обострилась, край находится на 13-м месте в стране по числу ДТП с участием ребенка и на третьем месте по числу погибших в них детей. Как выяснилось, рекомендации всем ведомствам даны, но нужно контролировать, и основная ответственность возлагается на взрослых: родителей и всех участников дорожного движения.

Анатолий Самков, спросил: «Предпринимают ли органы власти комплекс мер, чтобы сократить их количество, чтобы сиротство не стало вопиющей проблемой?». Ирина Мирошникова ответила, что в решении этой проблемы огромное значение имеет профилактика: «Нужно кодировать неблагополучных родителей от алкогольной зависимости. Отрезвление, осознание того, что они могут лишиться своего ребенка, заставляет их начать заботиться о детях, идти зарабатывать. К слову, в крае почти 20 структур работают на профилактику, но действовать они должны в едином ключе».

Вера Оськина, выразив Ирине Мирошниковой благодарность за работу, поинтересовалась: «Двадцать организаций нацелены на работу с семьей. А кто координирует их деятельность?». Та пояснила, что это прерогатива комиссий по делам несовершеннолетних: «Они работают, но нужен единый орган».

Спикер краевого парламента Дмитрий Свиридов спросил: «По статистике в крае 60 процентов разводов. Этот показатель увеличивается или уменьшается?» Как явствовало из ответа, он статичен. Ирина Юльевна пояснила, что причиной тому совокупность факторов, а не только жилищный вопрос. Сегодня стали родителями представители поколения 90-х, которые воспитывались на сломе социальных формаций, при крушении идеологии, что не могло не наложить негативный отпечаток на формирование семейных ценностей.

Александр Глисков поднял тему предоставления многодетным семьям земельных участков. По словам парламентария, тысячи семей в крае получили наделы «на болоте, на пустырях, без света, воды и дорог. Еще тысячи стоят в очереди. Муниципалитеты говорят — земли нет. По сути, эта мера направлена и на решение жилищной проблемы, и на то, чтобы облегчить им жизнь». Депутат спросил, анализировалась ли эта ситуация. Ирина Юльевна согласилась с тем, что есть большая очередность в предоставлении участков. Но проблема эта общая для всех субъектов РФ, «мера прописана в федеральном законодательстве, норма есть, работать над ней нужно».

Елена Пензина озаботилась тем, что в обращениях люди жалуются на грубость и хамство сотрудников органов опеки и попечительства.

«Не планировали ли вы проводить для них обучающие семинары, чтобы провести коррекцию поведения?» — задала вопрос Елена Евгеньевна. Ирина Юльевна заверила, что такая деятельность ведется, однако «работа сложная, сотруднику нужно одновременно быть и юристом, и педагогом, и психологом, есть элемент профессионального выгорания, работать над этим нужно».

Виктор Кардашов спросил: «Не пора ли поставить точку в истории функционала по защите детства? Сейчас и министерство образования, и министерство социальной защиты этим занимаются. А по сути это обязанность министерства социальной защиты». Ирина Мирошникова выразила уверенность в том, что эта работа должна быть объединена в одном ведомстве.

Александр Бойченко сказал, что аппарат Уполномоченного занимается важными для общества вопросами. Он высказал пожелание, чтобы в следующем докладе прозвучало обращение в Законодательное Собрание относительно того, над чем нужно совместно работать для достижения положительного результата. Также парламентарий заметил, что невыплата алиментов — это подчас колоссальная сумма. Он призвал принимать более жесткие меры к уклонистам, а для этого требовать помощь от власти.

Ирина Мирошникова ответила, что иногда долги составляют миллион рублей. Однако федеральное законодательство не стоит на месте и предпринимает действенные шаги по обеспечению этих выплат. Например, злостным алиментщикам-неплательщикам ограничен выезд за рубеж, право на вождение автомобиля. Сейчас правительство страны разрабатывает новые рычаги воздействия. «В Красноярском крае каждый пятидесятый житель является неплательщиком алиментов», — сказала она.

Фото: пресс-служба Законодательного Собрания. 



Мы в популярных социальных сетях