Погода -5 °C
USD 66.36
EUR 75.55
Поиск:
 
 | Структура краевого парламента  |  Депутаты

В краевом парламенте подводят итоги работы в 2018 году

НИА-Красноярск

 

zs zasedanie112018 2Руководители комитетов краевого парламента подводят итоги работы в 2018 году и делятся планами законодательной деятельности на 2019 год.

Сергей Зяблов, вице-спикер краевого парламента, председатель комитета по делам села и агропромышленной политике:

— Жизнь не стоит на месте. Зачастую поправки в федеральных законах и изменения в экономике диктуют новые условия. В предыдущем году был принят краевой закон о господдержке аграрного сектора. В 2018-м в него внесен ряд изменений, касающихся поддержки семеноводческих предприятий. Речь идет о тех организациях, которые занимаются селекцией. Дело в том, что в последние годы наметилась тенденция по завозу в Красноярский край семян из других регионов. Депутаты-аграрии и руководство профильного министерства полагают, что ситуацию в этой отрасли АПК надо менять.

В 2018 году были приняты меры по поддержке птицефабрик. Летом происходит падение цен на яйцо, что негативно сказывается на производстве. На одном из последних в уходящем году заседаний комитета руководители птицефабрик поблагодарили краевые власти за региональную субсидию — 3 рубля на десяток яиц.

На молочном рынке произошел спад цен. Чтобы не допустить убыточности и не снизить поголовье дойного стада, был предпринят ряд мер по поддержке молочного производства.

Депутаты совместно с министерством сельского хозяйства и торговли регулярно следят за ситуацией в аграрном секторе и на рынке продовольствия, что позволяет оперативно реагировать на возникающие проблемы.

Всего в 2018 году было проведено 23 заседания комитета, рассмотрено более 140 вопросов.

Особое место депутаты уделяли подготовке специалистов на селе. Полагаю, что в 2019 году мы вернемся к созданию агроклассов, чтобы школьное, среднетехническое и высшее образование работали в единой системе. В рамках господдержки краевой бюджет доплачивает молодым людям стипендии, оплачивает переезд специалистов в деревню. Благодаря таким мерам уже 1 700 молодых работников стали жить на селе.

Не забываем мы и тему дикоросов. Надеюсь, что в сентябре 2019 года состоится общекраевой фестиваль дикоросов, на котором будет представлен весь спектр продукции переработчиков лесных ресурсов (ягоды, грибы, орехи).

Наш комитет уделяет большое внимание развитию сельских территорий. А развитие деревне дает прежде всего производство. Пусть это небольшой мясной или молочный цех, но он позволяет дать работу десятку, а то и двум десяткам человек. Для села это немало.

Сейчас идет работа по формированию общероссийской программы развития сельских территорий, и нашему краю нельзя упустить возможность интегрироваться в соответствующую федеральную программу.

Алексей Кулеш, вице-спикер краевого парламента, председатель комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству:

— В 2018 году наш комитет провел 19 заседаний и рассмотрел 191 законопроект, из них важнейшими я считаю документы, связанные с уточнением и улучшением закона о капитальном ремонте общего имущества многоквартирных домов. Полагаю, что закон у нас получился удачным, но, к сожалению, крайне неудачно его применение. Эту тему мы не оставляем, регулярно контролируем работу регионального фонда капремонта, и на сегодняшний день я не могу сказать, что мы удовлетворены его работой. По итогам года вынуждены признать, что программа реализуется очень плохо, поэтому будем продолжать контролировать работу фонда и в 2019 году. На мой взгляд, это одна из самых серьезных тем для нашего комитета. Мы добьемся того, чтобы эта система заработала в Красноярском крае так, как это надо потребителям — собственникам жилья.

Для сельских районов края более актуальна тема водоснабжения и водоотведения. Если для городов она не первой важности потому, что там практически везде есть централизованные водоснабжение и водоотведение, то во многих сельских населенных пунктах подачи воды либо нет, либо она очень плохого качества, а канализации нет совсем.

Очень доволен тем, что к концу 2018 года министерство энергетики, промышленности и ЖКХ края все-таки согласовало и представило нам на окончательное рассмотрение концепцию водоснабжения и водоотведения. Да, она не очень наполнена финансово, но у нас уже в 2019 году появится несколько пилотных районов, где будет реализовываться, скажем так, повышенное финансовое внимание к этой теме. Посмотрим, как это будет работать в 2019 году. Если результаты нас удовлетворят, то мы постараемся масштабировать эти пробные проекты на другие районы края.

Помимо программы водоснабжения и водоотведения, которая будет рассчитана даже не на пять, а скорее на добрый десяток лет, в 2019 году важнейшей темой, на мой взгляд, станет утилизация отходов.

Как начнет реализовываться «мусорная реформа», пока неясно. Надо готовиться к лучшему, но быть готовым к худшему. Предположу, что в январе 2019 года нас ждет немало сюрпризов, в том числе неприятных. Заставить эту систему работать, заставить региональных операторов инвестировать деньги в глубокую переработку мусора — это наша задача. Думаю, что мы вместе с правительством займемся ей с самого начала года. В двух территориальных зонах нет операторов, и хорошо, что благодаря поправкам, которые были внесены в Государственной Думе депутатами от Красноярского края, эти зоны не обязаны вступать в эту реформу сейчас. Там же, где региональные операторы выбраны, следует начать работу так, чтобы люди, которые вносят увеличившиеся платежи за утилизацию отходов, увидели, что эти деньги не выброшены на ветер, мусор реально перерабатывается, экологическая ситуация улучшается, свалки не копятся во дворах, а несанкционированные убираются вовремя. Несомненно, мы будем обращаться к этой теме в течение следующего года.

Владимир Чащин, председатель комитета по бюджету и экономической политике:

— В 2018 году наш комитет принял активное участие в формировании и утверждении документов стратегического планирования. Так, была принята стратегия социально-экономического развития края до 2030 года, утвержден прогноз СЭР до 2021 года, составлен бюджетный прогноз на долгосрочный период, утверждены 22 государственные программы.

Законодательное Собрание согласовало соглашения, заключенные между Красноярским краем и Министерством финансов России, по которым нашему региону были реструктурированы кредиты. Были приняты законы по применению на территории края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, увеличению ставок для игорного бизнеса, введению налоговых преференций для резидентов ТОСЭР в Железногорске, упрощению процедуры получения льгот по транспортному налогу.

В рамках выездных заседаний комитетов в Уяре и Казачинском у нас состоялся плодотворный диалог с главами органов местного самоуправления. Мы обсудили, насколько муниципалитеты края обеспечены финансами для осуществления своих полномочий, определили меры по поиску дополнительных доходов, оптимизации и эффективности расходов местных бюджетов.

В течение года мы следили за тем, как обеспечивается доступ граждан к банковским услугам. Был организован и проведен круглый стол, на который приглашались представители банков и главы сельсоветов. По итогам была принята важная резолюция, которую можно назвать достигнутым компромиссом между банками и главами муниципальных образований. Первые решают задачи по обеспечению поселений банкоматами, вторые — инфраструктурные вопросы, связанные с помещениями.

В декабре Законодательное Собрание приняло постановление «О резолюции публичных слушаний по вопросу «О краевом бюджете на 2019 год и плановый период 2020—2021 годов». Целью бюджетной политики Красноярского края на ближайшую трехлетнюю перспективу заявлено обеспечение сбалансированного развития региона.

Важное значение имеет исполнение майских указов Президента РФ от 2012 года в части соотношения зарплаты учителей, врачей и других категорий со средней по региону, а также обеспечение исполнения решения Конституционного суда о соответствии минимальной заработной платы прожиточному уровню населения. Необходимо добиваться привлечения инвестиций в ключевые отрасли региона, создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, эффективности налогового потенциала, сдерживания роста налоговой нагрузки для населения.

Что касается планов, то перед нами стоит задача по реализации масштабного проекта «Енисейская Сибирь», а значит, встанет вопрос о подготовке соответствующей инфраструктуры и неизбежны корректировки законодательной базы. Мы продолжим тонкую настройку межбюджетных отношений, чтобы поддержать наши муниципальные образования, уделим внимание вопросам управления краевой собственностью и многим другим.

Эти задачи накладывают на комитет по бюджету и экономической политике особую ответственность в 2019—2021 годах, нацеливают на эффективную и результативную работу.

Владимир Демидов, председатель комитета по промышленной политике, транспорту и связи:

— Одной из очень важных для нас тем является инфраструктура транспорта, потому что без дорог, авиации, речного флота, железнодорожного сообщения невозможна ни жизнь людей, ни работа предприятий.

При принятии бюджета мы уделили транспортной теме самое большое внимание. В результате в бюджет 2019—2021 годов удалось внести необходимые изменения. Одна из корректировок, казалось бы, небольшая, но очень важная. Вместе с партнерами в крае построен новый аэропорт, работает уже в течение года, но с ним нет прямого автобусного сообщения. С января следующего года оно появится. Сейчас мы с министерством транспорта выстраиваем схему, по которой будет двигаться этот автобус. Он должен ходить ежечасно, один раз — от автовокзала, один раз — от железнодорожного вокзала, чтобы связать их напрямую с аэропортом. Все это делается, чтобы людям было удобно, чтобы они точно знали, во сколько отходит автобус, и не тратили большие деньги на такси.

Большой пласт работы был по Универсиаде. Значительные деньги получены именно на дорожную инфраструктуру, и скажу, что мы очень серьезно здесь продвинулись. Изменения очевидны: мы все видим Николаевский мост, новую развязку в Красноярске, которая запущена в конце ноября.

Скоро будем праздновать 400-летие Енисейска. Депутаты внесли свою лепту в транспортную доступность этого города. Сейчас очень сложная схема перемещения между Красноярском, Лесосибирском и Енисейском. Со следующего года будет курсировать электричка. Каждую пятницу она будет выходить из Красноярска в Лесосибирск, а в воскресенье возвращаться. Думаю, что таким образом мы большему числу красноярцев покажем Енисейск. И потом, там ездит очень много студентов, так что будет удобно всем — и туристам, и молодым, и пожилым людям. Средства на этот маршрут мы заложили в краевой бюджет на следующий год.

То, что не удалось сделать в этом году, мы внесли в постановление Законодательного Собрания. Этот документ указывает, к чему нужно стремиться. Так, мы не удовлетворены недофинансированием дорожной отрасли. Конечно, дорожные хозяйства делают все, что могут. В этом году мы писали письма в Федерацию, чтобы наши дорожники могли получать заказы на федеральных трассах. И это нам удалось: практически все федеральные трассы обслуживают дорожники Красноярского края. Но нормативы содержания федеральных и краевых трасс, к сожалению, в разы отличаются от потребности. Поэтому обязательно надо повышать нормативы на обслуживание дорог, и это мы записали в постановление.

Также очень важна тема энергетики: тарифы, технологическое присоединение. Недавно у нас было совещание с представителями «МРСК Сибири». Затем провели выездное заседание комитета в «КрасЭКо». Мы стремимся к тому, чтобы энергетики работали слаженно, стабильно и не было проблем у населенных пунктов как на севере, так и на юге края.

В уходящем году постарались уделить больше внимания малому и среднему бизнесу. Есть проблема ведомственной разрозненности в его поддержке. Мы хотим, чтобы все это было в одних руках, чтобы помощь, которая идет от края, была более прозрачной и понятной для сельских территорий и городов. Хотим, чтобы было как можно больше взаимодействия между крупными финансово-промышленными группами и малым и средним бизнесом, чтобы малые предприятия получали не только госзаказы, но и ФПГ тоже активнее с ними работали.

Что касается планов, то продолжим контроль над тем, что не закончено. Для примера назову промпарк в Железногорске. Также нам нужна всеобъемлющая транспортная схема Красноярска. Федерация выделила краю миллиард рублей на метро. Понятно, что за такие деньги его не построишь — эта сумма пойдет на корректировку старого проекта. Кроме того, метро — лишь одна из составных частей транспортной схемы. А мы сперва должны понять, как люди будут перемещаться в целом, где должно быть метро, а где — городская электричка, транспортно-пересадочные узлы. Правительству и мэрии надо продолжить работу с Федерацией в этом направлении.

Александр Симановский, председатель комитета по природным ресурсам и экологии:

— Вопросы экологии всегда важны для края, в том числе для Красноярска, они находятся в центре внимания. У нашего комитета в 2018 году было два главных направления: охрана атмосферного воздуха и реализация нового федерального законодательства по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Конечно, основное — это работа над Законом края «Об экологической безопасности и охране окружающей среды». По этому закону проводились круглые столы, принимались решения. Благодаря тому, что этой теме мы уделяли много внимания в 2017-м, в Году экологии, по нашим поправкам, поддержанным губернатором, были выделены дополнительные средства для приобретения более экологичного автотранспорта в Красноярске. Это и автобусы, и техника для уборки улиц.

Сейчас, например, появились новые реагенты для обработки улиц в гололед. Раньше, когда улицы засыпали песком, все это потом оказывалось на тротуарах, превращалось в пыль, и мы этим дышали. Депутаты на заседании комитета поднимали этот вопрос. Теперь у нас впервые начали использовать специальные реагенты.

Также дополнительные деньги были выделены для постов наблюдения. Теперь в режиме реального времени каждый житель Красноярска может через Интернет посмотреть, какая экологическая ситуация в городе. Уверен, что уменьшение количества дней, когда в городе объявлялся режим «черного неба», связано в том числе с нашей деятельностью, постоянным контролем со стороны комитета, губернатора, правительства края и руководства города.

Еще один очень важный момент — работа над экологическим планом по уменьшению атмосферных выбросов в Красноярске. Президент после приезда сюда дал такое поручение. Наш регион первым подготовил этот план, были заявлены большие суммы, постоянно ведутся переговоры в этом направлении. Надеемся, что получим дополнительные федеральные средства и реально улучшим экологическую обстановку в столице края.

Второе направление нашей работы — так называемая «мусорная реформа». Мы очень долго ее обсуждали в комитете, на сессиях, за круглым столом. Это позволило увидеть болевые точки. Красноярский край, как практически любой субъект Российской Федерации, не готов к этой реформе. Мы направляли поправки в Государственную Думу, выступали там на парламентских слушаниях, на заседании комитета по экологии и охране окружающей среды; говорили, что нельзя ко всем территориям подходить одинаково; просили отложить реализацию реформы в тех субъектах РФ, где есть арктическая зона, районы Крайнего Севера.

Считаю, что в итоге нам пошли навстречу. Реализацию реформы не отложили, но сделали две поправки в федеральном законодательстве, которые дают возможность подготовиться к ней в наиболее сложных регионах. Там, где не был определен территориальный оператор по обращению с ТКО, субъект РФ может без конкурсных процедур привлечь другого оператора либо до 2020 года разработать план конкретных мероприятий, чтобы эта реформа начала действовать.

На первой же сессии в новом году мы вернемся к этому вопросу. Рассмотрим его с учетом мнения граждан, депутатского корпуса. Важно облегчить для жителей края вход в эту реформу. Мы уже подняли вопрос о том, что необходимо предусмотреть выделение дополнительных средств в бюджете края на субсидии для малоимущих граждан, ответственных территориальных операторов, а также для муниципалитетов, на которые возлагаются дополнительные обязанности по обустройству площадок временного размещения отходов, установке баков.

Отмечу также, что комитетом рассматривались вопросы и по лесной тематике. Так, были приняты изменения в закон о работе пунктов отгрузки леса. Они направлены на борьбу с незаконной вырубкой лесных насаждений.

В следующем году продолжим работу над законодательством в области обращения с ТКО. Будем выходить на правительство с тем, чтобы пересматривалась территориальная схема обращения с отходами, пересматривались тарифы. Потому что у жителей возникают вопросы: почему тариф по вывозу мусора на правом берегу Красноярска больше, чем на левом; почему жители деревянных домов в Абанском и Тасеевском районах должны платить в полтора раза больше, чем жители многоэтажек, хотя живут зачастую в худших условиях.

Также будут рассматриваться вопросы, связанные с качеством питьевой воды. Для нашего края это актуальная тема, особенно для сельских поселений. Я был на подведении итогов Всероссийского водного конгресса в Москве. В этой сфере планируется принятие новых федеральных законов, а значит, будет меняться законодательство и на краевом уровне.

Александр Новиков, заместитель председателя комитета по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению:

— На мой взгляд, в 2018 году произошла качественная «притирка» членов комитета, за каждым депутатом закрепился тот блок вопросов, который соответствует профессиональным компетенциям и интересам, предыдущему опыту работы. У нас сформировалась профессиональная команда, вся деятельность которой была направлена на совершенствование законодательной базы в области местного самоуправления и гражданских институтов. Безусловно, мы всегда учитывали мнение тех, кто применяет эти законы в своей повседневной жизни, — органов МСУ, работников бюджетной сферы, жителей сёл и городов. Для этого много ездили по краю, встречались с людьми.

В человеческом плане это был тяжелый год. Сначала ушел из жизни Николай Андреевич Фокин, безусловный профессионал, который знал и любил Север Красноярского края, был бессменным заместителем председателя комитета в течение долгих лет. Затем — Николай Трикман, человек-дипломат, который в разгар самых жарких споров мог найти устраивающее всех решение. И огромной потерей — не только для комитета, но и для Законодательного Собрания и всего края — стал трагический уход председателя комитета Алексея Клешко. Сфера его интересов и внимания как законодателя была огромной. В каждом вопросе он доходил до самой сути и глубины проблемы. Конечно, для нас очень важно сохранить в этом плане преемственность, не снизить планку качественной работы над законопроектами. Этот настрой присущ всем коллегам по комитету, и я благодарен им за это.

За прошедший год нам удалось решить целый ряд важных задач. Выделю лишь некоторые.

Во-первых, в рамках краевой государственной программы поддержки местного самоуправления продолжилось масштабное благоустройство, изменившее облик многих сёл и городов в крае. В 44 муниципальных образованиях обустраивались дворы многоквартирных домов, в 27 МО — общественные территории: скверы, детские и спортивные площадки, мемориалы. В отдельные мероприятия вошли набережные и парки. Буквально за год преобразился Красноярск — благодаря предстоящей Универсиаде федеральный центр выделил значительные средства для благоустройства столицы края. Из всех бюджетных источников на благоустройство поселений и создание комфортной среды было направлено более 2,5 миллиарда рублей.

Депутаты не только участвовали в создании нормативной базы, регулирующей всю эту масштабную работу, но и провели ряд контрольных мероприятий: мы выезжали в Дивногорск, Железногорск, Зеленогорск и Лесосибирск, в Казачинский и другие районы края, где знакомились с ходом работ, проводили совещания, встречались с людьми. Кстати, жители края стали полноправными участниками процесса: предлагали и выбирали проекты, участвовали в их реализации, осуществляли контроль и приемку. В 2019 году Универсиада пройдет, но работа эта будет продолжена: в бюджет следующего года на поддержку муниципальных проектов по благоустройству и местных инициатив заложено 230 миллионов рублей. Уверен, что будут и поправки в большую сторону.

Во второй блок вопросов можно выделить законопроекты и работу в сфере развития гражданского общества. Был принят целый ряд изменений в уставные законы края, регулирующие избирательный процесс, деятельность института Уполномоченного по правам человека, создание Общественной палаты и так далее. Напомню, что мы в крае, выполняя федеральное требование о создании Общественной палаты, смогли сохранить как совещательный орган и Гражданскую ассамблею, а вместе с ней — весь опыт, накопленный за 15 лет работы.

В этот же блок отнесу программу содействия развитию российской нации и наши шаги по поддержке Дома дружбы народов, которые привели к началу реконструкции бывшего кинотеатра «Родина», на базе которого разместится после ремонта это учреждение. Поддержка некоммерческих организаций в крае и волонтерского движения, как молодежного, так и «серебряного», — еще одна сфера внимания комитета.

Третья важная группа: работа краевых бюджетных учреждений. Мы побывали в Государственном архиве Красноярского края и пришли к выводу о необходимости реставрации уникального исторического здания на ул. Маркса, д. 6, где хранятся наиболее старинные и ценные документы. Нам предстоит проконтролировать ход подготовки проектно-сметной документации, а затем и самой реставрации. Кроме того, комитет рекомендовал исполнительной власти задуматься о строительстве еще одного здания для хранения документов, которое отвечало бы современным требованиям архивного дела.

Отдельная тема — работа многофункциональных центров. Комитет больше десяти лет назад стал, что называется, застрельщиком по вхождению края в федеральный пилотный проект по развитию сети МФЦ, и с тех пор мы держим ее деятельность на особом контроле. Сегодня уже и представить невозможно жизнь территорий без МФЦ, где в одном месте по принципу «единого окна» оказывают сотни государственных и муниципальных услуг. Однако и проблем здесь немало. Наши МФЦ оказывают наравне с муниципальными и краевыми еще и федеральные госуслуги, однако, как часто это бывает, передав полномочия, Федерация не передала денег на их исполнение. При этом собственную сеть, например отделений Росреестра, сократили. Не везде есть качественная связь и Интернет, что задерживает сроки оказания услуг. Не до конца продумано нормирование для районных и городских МФЦ, в результате чего нагрузка на одного сотрудника в разных отделениях может различаться в разы при одинаковой заработной плате, которая весьма скромная, — отсюда большая текучка кадров.

В начале 2018 года я и двое коллег по комитету — Егор Бондаренко и Илья Зайцев под видом обычных клиентов совершили так называемую контрольную закупку в разных МФЦ и много чего интересного нашли: и двойной учет, и неработающие терминалы, и затягивание сроков оказания государственных услуг. Комитет выработал тогда по итогам этого мероприятия и по материалам проверки Счетной палаты большой перечень рекомендаций для руководства бюджетного учреждения и исполнительной власти в целом.

Следующий важный аспект, который проявился буквально в последние несколько месяцев и получит свое развитие в 2019 году, — процесс объединения сельских советов и административно-территориальных единиц. Мы давно пришли к осознанию необходимости укрупнения муниципальных образований, что, во-первых, должно привести к повышению качества управленческих решений на местах, а во-вторых, позволит оптимизировать расходы бюджета на содержание муниципальных чиновников. При этом во главе угла должно стоять стремление жителей различных поселений к объединению.

Правительство разработало ряд мер, среди которых стимулирующие выплаты из краевого бюджета для объединяемых поселений в размере пяти миллионов рублей, которые могут быть направлены только на решение вопросов местного значения: благоустройство, освещение, ремонт дорог и т. п. Муниципальные власти на местах с энтузиазмом взялись за объединение и кое-где перегнули палку, не просчитав все риски, все плюсы и минусы, а самое главное, не проведя полноценное изучение мнения жителей. Чтобы погоня за этими миллионами не обернулась в дальнейшем серьезными проблемами, мы намерены каждую инициативу органов МСУ изучать самым внимательным образом, ездить по краю, встречаться с людьми и только потом принимать законопроекты об административно-территориальном изменении.

В следующем году, безусловно, продолжим работу по совершенствованию системы оплаты труда работников бюджетной сферы. В крае удалось добиться повышения зарплаты в соответствии с первым блоком майских указов Президента России. Теперь важно не допустить падения заработной платы учителей, медиков и других категорий в пропорциональном отношении к оплате труда в промышленности, вовремя проводить индексацию. Необходимо обратить внимание на категории бюджетников, которые оказались не охваченными указами. Есть вопрос возникшего дисбаланса в размере зарплаты работников низшего и среднего звена, проблема со «сквозными» профессиями. Мы знаем об этих проблемах и будем их решать.

Ну и, конечно, 2019-й — это год 400-летия Енисейска. Реставрация города в рамках программы подготовки к юбилею еще не закончена. Более того, считаю, она должна продолжаться и дальше, и не только в Енисейске, но и в других городах и районных центрах, где сохранилась уникальная сибирская архитектура, памятники культурного значения. Будущим летом пройдут торжественные мероприятия, в старинный город съедутся гости со всей России. Очень хотелось бы, чтобы Енисейск, да и край в целом, стал местом притяжения туристов, паломников, инвесторов.

Анатолий Амосов, председатель комитета по делам Севера и коренных малочисленных народов:

— За 2018 год наш комитет провел 13 заседаний, к нам поступило 160 обращений граждан. Комитет подготовил 28 проектов законов края, участвовал в подготовке проектов восьми федеральных законов. В основном они касались защиты коренного населения Севера Красноярского края.

Наш комитет удовлетворен тем, что финансирование краевой государственной программы «Сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов» ежегодно растет. В 2018 году оно составило 665 миллионов рублей, на 2019 год запланировано в размере 680 миллионов, тогда как пять лет назад расходы по программе составляли всего 320 миллионов рублей.

Благодаря большому вниманию губернатора и правительства к северным проблемам мы видим позитивные сдвиги в их решении. На постоянном контроле мы держим вопросы развития малой авиации, сохранения зимников, обеспечения продовольствием, товарами первой необходимости, топливом. Стоит отметить, что в 2018 году продолжилось строительство быстровозводимых жилых домов для коренных жителей Севера, выделялась грантовая поддержка, направленная на сохранение традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры коренных малочисленных народов.

Мы приняли ряд краевых законов, совершенствующих меры поддержки коренных народов Севера, предусмотрели в бюджете средства на их исполнение. В соответствии с этими законами значительно увеличились пособия охотникам, рыбакам, оленеводам, студентам. Увеличены компенсационные выплаты оленеводам и промысловикам, стипендии студентам из числа малочисленных коренных народов, им оплачивают проезд к месту учебы. Получили поддержку люди, выезжающие из районов Крайнего Севера: на 25 миллионов рублей увеличены расходы по программе переселения. Одним словом, есть положительные сдвиги, но есть и над чем работать.

В следующем году мы планируем обратить внимание на все северные районы, а их у нас 11. Мы внесли предложение в правительство края по разработке законопроекта о развитии северных территорий, и не только тех, которые имеют особый статус. Это нужно сделать, потому что жизнь там совсем другая: иные цены, тарифы, условия. Нужен правовой документ, который позволит людям, живущим там, чувствовать себя более защищенными.

В следующем году мы будем рассматривать много вопросов, связанных с развитием Арктики. Это вызвано в первую очередь тем, что на федеральном уровне теме освоения полярных и приполярных регионов уделяется серьезное внимание, готовится соответствующий законопроект, планируется сформировать опорные зоны развития Арктики.

Есть в плане работы комитета и развитие национальных видов спорта. Наши команды постоянно занимают первые места на всероссийских чемпионатах по северному многоборью, и нам бы хотелось, чтобы молодежь повышала мастерство в этих видах состязаний. Много внимания должно быть уделено сохранению языков коренных малочисленных народов края, поддержке издания пособий, учебников на национальных языках для того, чтобы молодое поколение не стало поколением Иванов, не помнящих родства, не знающих языка и истории своего народа.

При поддержке комитета будут также создаваться этнодеревни на Таймыре и в Эвенкии. Мы хотим на практике изучить, как этнодеревня может помочь сохранить традиционный уклад жизни коренного населения, можно ли этот опыт рекомендовать для дальнейшего внедрения на всех северных территориях, где проживают малочисленные народы. В общем, планов у нас громадье, есть куда двигаться дальше.

Анатолий Самков, председатель комитета по безопасности и защите прав граждан:

— В 2018 году комитетом было проведено 29 заседаний, принято 12 законов края. Остановлюсь на наиболее значимых из них.

Это, прежде всего, Закон «О внесении изменений в статью 15.2 Закона края «Об административных правонарушениях». Документом определен круг должностных лиц органов исполнительной власти края, которые наделены полномочиями по составлению протоколов по статьям 1.1 «Совершение действий, нарушающих тишину и покой окружающих» и 1.2 «Приставание к гражданам» Закона «Об административных правонарушениях».

В настоящее время соглашение между Красноярским краем и Министерством внутренних дел Российской Федерации проходит процедуру предварительного согласования в МВД РФ. Если такое соглашение будет заключено, то протоколы об административных правонарушениях будут составлять сотрудники органов внутренних дел (полиции) по названным статьям, что в значительной степени облегчит работу административных комиссий и, конечно, позволит более эффективно бороться с правонарушителями. Комитет постоянно уделяет пристальное внимание работе над заключением соглашения, неоднократно мы проводили заседания по данной теме.

Важен Закон края «О внесении изменения в пункт 2 статьи 1.1 Закона края «Об административных правонарушениях». Мною и заместителем председателя Законодательного Собрания Алексеем Кулешом подготовлен проект закона, который установил административную ответственность за проведение ремонтных работ в ночное время — с 22 до 9 часов и в воскресенье с 9 до 22 часов не только в жилом, но и в нежилом помещении в многоквартирном доме, а равно работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сопровождающихся нарушением тишины и покоя окружающих (за исключением аварийно-спасательных, ремонтно-восстановительных и других неотложных работ, необходимых для обеспечения безопасности граждан или функционирования объектов жизнеобеспечения населения).

Были внесены поправки в закон о пожарной безопасности. Мы установили ежемесячные денежные выплаты работникам противопожарной службы края, которые участвуют в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, по достижении ими возраста 50 лет при стаже работы не менее 25 лет. Такие выплаты предполагается осуществлять с 1 января 2019 года.

Также проводилась работа над следующими законодательными актами.

Закон «О внесении изменений в статьи 3 и 4 Закон края «О государственной поддержке добровольной пожарной охраны в Красноярском крае». Изменения внесены в части уточнения полномочий Законодательного Собрания и правительства в сфере обеспечения деятельности не только общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных, но и работников добровольной пожарной охраны.

Закон «О внесении изменения в статью 2 Закона края «Об административных комиссиях в Красноярском крае». Установлено, что в муниципальных образованиях края с численностью населения свыше 18 тысяч человек ответственные секретари административных комиссий осуществляют свою деятельность на постоянной оплачиваемой основе и замещают должности муниципальной службы. При этом должность ответственного секретаря адмкомиссии на постоянной оплачиваемой основе сохраняется в случае снижения численности населения не более чем на 5%.

Закон «О внесении изменений в пункты 3 и 4 статьи 8 Закона края «О мировых судьях в Красноярском крае». Регулирует выдачу удостоверений мировым судьям, пребывающим в отставке, которые подтверждают статус мирового судьи в отставке и его принадлежность к судейскому сообществу.

Закон «О внесении изменения в пункт 5 статьи 15.2 Закона края «Об административных правонарушениях». Разработан в целях приведения краевого закона в соответствие с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Уточнен перечень составов дел об административных правонарушениях, по которым протоколы составляются должностными лицами органов исполнительной власти края, осуществляющими региональный государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, а также переданные им полномочия в области федерального государственного надзора.

Закон «О внесении изменений в статью 6 Закона края «О бесплатной юридической помощи в Красноярском крае. Дополнен перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи. Добавлены следующие категории: многодетные родители и ветераны боевых действий (за исключением вопросов, связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности).

Опыт работы адвокатов свидетельствует, что оказание бесплатной юридической помощи на территории края востребовано гражданами указанных категорий. Поэтому Адвокатская палата Красноярского края поддержала предложение по расширению перечня категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, а также по расширению случаев ее оказания. Этот закон направлен на усиление социальной защиты граждан. Средства в размере 2 млн рублей предусмотрены в краевом бюджете на 2019 год.

Кроме того, внесены изменения в статью 5.1. Закона «Об административных правонарушениях». Устанавливается отдельный состав административного правонарушения за нарушение правил благоустройства территории муниципального образования. Это такое правонарушение, как повреждение территорий, занятых травянистыми растениями, любым способом, в том числе путем размещения на них транспортных средств, строительной и дорожной техники, кроме техники, связанной с эксплуатацией данных территорий и уходом за зелеными насаждениями.

Комитетом проводится большая работа, касающаяся подготовки проекта закона, регулирующего отдельные вопросы профилактики правонарушений на территории Красноярского края. В связи с Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ» субъектам Федерации определены полномочия по принятию соответствующего регионального закона. В данном законодательном акте предстоит определить меры по реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений; создание координационных органов в данной сфере; определить, каким актом органов исполнительной власти будут определяться конкретные мероприятия, касающиеся профилактики правонарушений, и ряд других позиций. Такая работа нами проводится совместно с ГУ МВД России по Красноярскому краю. Решением комитета создана рабочая группа по подготовке проекта закона, было проведено одно заседание и намечены планы, экспертно-правовому управлению поручено проанализировать подобные законы субъектов РФ.

Комитетом были подготовлены обращения:

по вопросу ускорения принятия федерального закона, направленного на конкретизацию составов административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов РФ, по которым составление протоколов передается полиции, что должно послужить ускорению процедуры согласования указанных соглашений;

об ускорении принятия федеральных законов в части дополнения Уголовного кодекса статьей 237.1, предусматривающей уголовную ответственность за применение насилия в отношении медицинского работника, посягательство на его жизнь при выполнении профессиональных обязанностей по оказанию медицинской помощи.

Красноярской территориальной (краевой) организацией профессионального союза работников здравоохранения РФ собрано 1 868 подписей в поддержку позиции о необходимости изменения федерального законодательства в части ужесточения наказания за нападения на медицинских работников. Эту позицию разделяет и министерство здравоохранения края.

Ужесточение уголовной ответственности за совершение нападений на медицинских работников, исполняющих свои должностные обязанности, расследование таких правонарушений правоохранительными органами соответствуют степени общественной опасности деяния, имеют упреждающее и профилактическое значение, являются фактором правовой защиты медиков.

Вера Оськина, заместитель председателя комитета по охране здоровья и социальной политике:

— В 2018 году комитетом было проведено 24 заседания, рассмотрено более 360 вопросов. Так, в Закон «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Красноярском крае» были внесены изменения, которые увеличивают срок предоставления краевого материнского капитала до конца 2021 года. Поправки обусловлены общей государственной политикой, направленной на сохранение, поддержание и развитие достигнутого уровня государственной поддержки семей, имеющих детей. Напомню, что краевой материнский капитал составляет 136 946 рублей, сумма ежегодно индексируется, а размер федерального маткапитала — 453 026 рублей. В совокупности это существенная помощь семьям, которые воспитывают детей.

Помимо этого были внесены новеллы в Закон «О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших от действий застройщиков на территории Красноярского края». Мы предусмотрели дополнительно третий вид социальной выплаты гражданам, пострадавшим от действий застройщиков, — возмещение стоимости аренды жилого помещения частного жилфонда. Размер выплаты составляет не более 10 тысяч рублей для одиноко проживающего и не более 15 тысяч рублей для семейной пары из двух человек. Объем финансирования, предусмотренный на исполнение закона края, в 2018—2019 годах составляет 50 млн и 100 млн рублей соответственно.

В сентябре этого года были внесены изменения в отдельные законы края в целях сохранения мер социальной поддержки в связи с изменением пенсионного законодательства. В связи с проводимой на федеральном уровне пенсионной реформой было предусмотрено повышение нормативного пенсионного возраста для граждан, по достижении которого у них возникало право на назначение страховой пенсии. Законодательством Красноярского края предоставление отдельных мер социальной поддержки было «привязано» к достижению гражданами пенсионного возраста и назначения им пенсии.

В связи с тем, что пенсионный возраст для граждан был увеличен, депутатами Законодательного Собрания края принято решение о сохранении существующего порядка предоставления отдельных мер соцподдержки в целях снятия социальной напряженности в регионе. Законом откорректированы формулировки, связывающие предоставление мер социальной поддержки с достижением пенсионного возраста, и заменены указанием на достижение естественного возраста (соответственно 55 и 60 лет для женщин и мужчин).

На заключительной в уходящем году сессии краевого парламента был приведен в соответствие перечень дополнительных мер социальной поддержки, подлежащих индексации в целях компенсации роста потребительских цен на товары и услуги, предусмотренный Законом «О социальной поддержке граждан, проживающих в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края». Вместо доплат к пенсии введены социальные выплаты.

Законом «О единовременных компенсационных выплатах отдельным категориям медицинских работников» было установлено новое расходное обязательство по предоставлению единовременных компенсационных выплат врачам и фельдшерам, переехавшим на работу в сельскую территорию либо в небольшой город. Была введена новая программа «Земский фельдшер». Средства на ее реализацию предоставляются на условиях софинансирования из федерального бюджета (60%) и краевой казны (40%). Размер выплаты составляет 1 миллион для врачей и 500 тысяч рублей для фельдшеров.

Законом «О единовременных выплатах медицинским работникам на стажировки за рубежом» мы предусмотрели возможность предоставления единовременной денежной выплаты медработникам, которые трудятся в медицинских организациях, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь и отбираемых министерством здравоохранения, на компенсацию расходов на прохождение стажировки за рубежом. Размер выплаты ограничен двумя миллионами рублей. При расчете выплаты учитываются расходы на проезд, проживание, оформление визы, стоимость переводчика и стажировки. На эти цели в краевом бюджете заложено 20 миллионов рублей.

В краевой Закон «О компенсации расходов на оплату найма жилых помещений медицинским работникам» депутатами были внесены изменения, снимающие ограничения в использовании частного жилищного фонда. Предложенное изменение позволяет медработникам заключать договоры найма жилого помещения не только частного, но и государственного, и муниципального жилфондов, что расширит выбор жилых помещений для найма. В декабре 2018 года при поддержке комитета в закон были внесены изменения, которыми расширяется перечень получателей мер социальной поддержки. К указанным получателям отнесен средний медицинский персонал. На 2019 год для реализации этого закона предусмотрено 30 миллионов рублей.

При участии членов комитета были изысканы и включены в закон о краевом бюджете финансы на 2018 год. В частности, один миллиард рублей пойдет на повышение заработной платы отдельных категорий работников, предусмотренных указом Президента РФ. Более 2 миллиардов 700 тысяч рублей направлено на достройку перинатального центра в Норильске и расчеты с подрядчиками. Сто миллионов рублей — на завершение капитального ремонта КГБУЗ «Красноярская межрайонная клиническая больница скорой медицинской помощи имени Н. С. Карповича» и оснащение оборудованием. Еще сто миллионов рублей — на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам РФ, не включенной в базовую программу обязательного медстрахования.

Что касается краевого бюджета на 2019 год, то члены комитета настояли на выделении дополнительных средств, например, на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, на выплату адресной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Напомню, что в рамках контрольной деятельности комитетом была рассмотрена информация министерства здравоохранения края об организации работы травмпунктов в Красноярске. Членами комитета отмечено, что фактически за год насчитывается около 250 тысяч посещений по неотложным показаниям при существующей мощности 400 посещений в смену. Недостаток площадей, несоответствие травмпунктов современным нормам создают скученность пациентов при оказании помощи, невозможность создать нормальные условия для ожидания в холле. Также была отмечена необходимость замены устаревшего медицинского оборудования в связи с его износом и ускорения пропускной способности. По результатам рассмотрения комитетом были сформированы предложения к проекту краевого бюджета на 2019 год в части финансирования обновления медицинского оборудования. Указанные предложения были учтены, 35 миллионов рублей в следующем году предназначено для приобретения трех рентген-аппаратов для оснащения травматологических пунктов левобережной части Красноярска.

В рамках контрольного мероприятия в уходящем году был заслушан отчет Счетной палаты края «Аудит эффективности использования средств, направленных на развитие и функционирование системы оказания медицинской помощи больным туберкулезом». По итогам рассмотрения вопроса членами комитета отмечено, что оказание медицинской помощи больным туберкулезом находится на удовлетворительном уровне. Увеличилась доля впервые выявленных больных при профосмотрах, уменьшилась доля больных с туберкулезом легких.

Но состояние материально-технической базы учреждений здравоохранения края является неудовлетворительным. С учетом этого комитетом рекомендовано министерству здравоохранения края рассмотреть возможность разработки подпрограммы развития и укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения, входящих в систему оказания медицинской помощи больным туберкулезом, в составе госпрограммы «Развитие здравоохранения», а правительству — обеспечить финансированием указанную подпрограмму.

Среди приоритетных направлений работы комитета на перспективу — контрольная деятельность в части строительства объектов отрасли здравоохранения. Так, в 2019 году будет достроен краевой онкоцентр, запускается строительство акушерского корпуса в Енисейске.

На 2020 год намечено строительство поликлиники в микрорайоне Покровский Красноярска и возведение акушерского корпуса в Шарыпово. На 2021 год пока запланирована одна стройка — Идринская ЦРБ. Что касается проектирования, то в списке четыре объекта: строительство детского хирургического корпуса больницы №20 Красноярска, поликлиник в Свердловском районе, микрорайоне Северный краевого центра и Минусинске.

Важен контроль за эффективностью принятых законов о компенсации расходов оплаты обучения по программам ординатуры, найма жилых помещений, о компенсационных выплатах и стажировках; сохранение достигнутого уровня финансирования отрасли здравоохранения; укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания края.

Виктор Кардашов, заместитель председателя комитета по образованию, культуре и спорту:

— Если говорить об основных направлениях нашей работы, то принципе все, чем занимается комитет, важно, мелочей вообще не бывает. Недавно на выездном заседании секции по образованию, культуре и спорту Координационного совета мы рассматривали вопрос о праве детей с ограниченными возможностями здоровья на качественное образование. Изучали опыт такой работы на примере Железногорска и обсуждали, как это дело поставлено в крае в целом. Вопрос очень актуальный, так как маленькие люди нуждаются в помощи.

Работа комитета строится на различных площадках в тесном сотрудничестве с муниципальными образованиями. В октябре мы проводили заседание секции в Шарыпово по не менее важной проблеме — развитие адаптивного спорта. Да, таких людей немного, но они стремятся жить полноценной жизнью, и мы должны им в этом помочь. Анализируем, готовим предложения — где-то в виде финансовой поддержки, а где-то на законодательном уровне.

Точно так же и в вопросах культуры. Это и ремонт сельских ДК, и сохранение объектов культурного наследия, и поддержка театров, и многое другое. В совокупности всё, чем занимается наш комитет, — это примерно 75 млрд рублей в бюджете Красноярского края. Эта сумма расходуется на самые разные направления деятельности профильных министерств, и мы за этим внимательно следим в рамках обсуждения соответствующих госпрограмм.

Еще одно очень важное направление — подготовка к Универсиаде. Мы все последние годы внимательно наблюдали за этим процессом и сопровождали его. Опять же, как на законодательном уровне (вносились изменения в законы края), так и на финансовом (настаивали на выделении средств на разные проекты). Например, реконструкция центра питания. Предлагая этот проект, мы понимали, что после Универсиады он позволит обеспечить качественным питанием сферу образования.

В завершение текущего года мы приняли ряд важных социальных законопроектов — о индексации именных стипендий, о поддержке СФУ и другие. Опережая федеральное законодательство и соседние регионы, мы подготовили законопроект об оплате труда педагогов во время проведения государственных экзаменов. Эти деньги в краевом бюджете уже есть.

Но проблем еще очень много. За последние месяцы я посетил несколько школ. В Красноярске есть новая, №154, которая еще и года не работает. Она построена с участием федеральных средств, и это современное учебное учреждение. Она полностью соответствует XXI веку, и все школы должны отвечать такому уровню. К сожалению, у нас есть школы, прежде всего в сельской местности, которые с трудом пригодны к эксплуатации. Поэтому комитет постоянно держит на контроле строительство новых зданий, выделение средств на ремонт и реконструкцию аварийных школ. В крае действуют программы по ремонту школ и спортзалов, устройству плоскостных сооружений, но этого недостаточно.

Могу сказать, что после Универсиады в Красноярске появится физико-математическая школа, которая будет ориентирована на одаренных детей из сельских районов. Они будут жить и учиться в Красноярске, где для них создадут достойные условия.

В предстоящем году в планах нашей деятельности различные законопроекты в сфере образования, культуры и спорта. Мы будем реагировать на изменение федерального законодательства и приводить в соответствие краевые законы. Эту большую работу будем продолжать в течение всего года. Например, мы уже решили, что проанализируем правила переподготовки учителей и будем влиять на эти процессы, потому что здесь есть определенные проблемы.

Павел Ростовцев, председатель комиссии по подготовке к проведению ХХIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске и вопросам наследия Универсиады:

— 2018-й был последним годом напряженной работы по подготовке к Всемирным студенческим играм. Были выделены значительные средства из федерального и краевого бюджетов как на строительство и реконструкцию спортивных объектов, так и на развитие инфраструктуры Красноярска. На заседаниях комиссии тема финансов была на особом месте. Сейчас подготовка вышла на финишную прямую, в Красноярске проходят тестовые соревнования. Есть, конечно, некоторые шероховатости, но есть еще несколько месяцев, чтобы их исправить с учетом замечаний FISU. Уверен, во время спортивного праздника все, что подготовлено к Универсиаде, будет выглядеть еще лучше.

Особо надо сказать о Красноярске. Губернатор Александр Усс говорил: «В перечне объектов Универсиады краевая столица должна стать 35-м». В результате мы видим, как изменился город: проложены новые дороги и развязки, обустроены общественные пространства, появилась подсветка зданий и многое другое. Важно отметить, что все эти мероприятия финансировались не только из федерального и краевого бюджетов, но и партнерами Универсиады.

Наша комиссия неоднократно выезжала на строящиеся объекты, депутаты контролировали расходование средств. Зачастую краевые парламентарии «надоедали» правительству, привлекая внимание к недостаткам, но это в итоге положительно сказалось на результате.

В первом квартале 2019 года комиссия планирует вернуться к культурной программе Универсиады, обсудить, как будет организовано питание спортсменов и гостей Всемирных студенческих игр.

После проведения Универсиады комиссия будет заниматься вопросами наследия: что будет со спортивными объектами, каким образом они станут эксплуатироваться. Полагаю, что передача части спортсооружений на федеральный уровень — очень серьезная задача для исполнительных органов власти края. Сами стадионы никуда не денутся, но вот затраты на их содержание должны лечь не на краевой, а на федеральный бюджет.

Уверен, новые и отреставрированные спортивные комплексы, которые подарила Универсиада, должны стать точками притяжения для людей разного возраста, а это будет способствовать развитию профессионального и массового спорта на берегах Енисея.

 


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "Независимый Красноярск" в telegram.