В мероприятии, прошедшем в поселке Степной Назаровского района, приняли участие члены секции по вопросам социально-экономического развития села и секции по вопросам межбюджетных отношений Координационного совета Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления края.
Вначале народные избранники оценили ход реконструкции Степновской средней школы. Пристройку к ней должны были возвести давно, после чего планировалось перевести в нее учеников и проводить там занятия, а старое здание капитально отремонтировать. Но возник ряд трудностей с проектно-сметной документацией и работой подрядчиков. Министр строительства Сергей Козупица заверил депутатов, что сейчас все проблемы решены, к 1 сентября здание будет достроено и запущено в эксплуатацию. Это подтвердили и подрядчики.
Также депутаты посетили местный детский сад, который расположен в бывшем медицинском учреждении, и поликлинику. Парламентарии общались с руководством организаций, выясняли существующие проблемы.
Затем в конференц-зале ЗАО «Назаровское» прошло заседание комитета. Это базовое предприятие района возглавляет депутат Законодательного Собрания Валерий Исаев.
Первым с докладом выступил министр экономики и регионального развития Егор Васильев. Он представил доклад о мерах социально-экономического развития западной группы муниципальных образований края. Инструментами развития Егор Евгеньевич назвал стимулирование деловой активности, бюджетное планирование и административное управление.
Первое включает точечную поддержку малого и среднего бизнеса. Речь идет о субсидиях, направленных на увеличение производительных сил, возмещение затрат на модернизацию производства, продвижение и повышение качества товаров. В 2019 году на эти цели было выделено 150 млн рублей, из них на экономически устойчивые муниципальные образования направлено 100 млн, на «особые» МО — 50 млн. В западной группе районов больше всего денег получили Бирилюсский (8,2 млн), Шарыповский (5,4 млн) и Боготольский (4,4 млн) районы.
Второй инструмент подразумевает движение к отраслевому и муниципальному планированию. При этом отталкиваться следует от так называемого муниципального комплексного проекта развития (МКПР). Это проект, «содержащий сведения о реализуемом (планируемом к реализации) инвестиционном проекте и обоснование создания, приобретения, реконструкции и (или) капитального ремонта за счет средств краевого бюджета и (или) бюджета муниципального образования края объектов инфраструктурного обеспечения инвестиционной деятельности, связанных с реализацией данного инвестиционного проекта, разработанный органом местного самоуправления». В западной группе районов Егор Васильев привел в пример проекты, связанные с агропромышленным комплексом (МКПР «Холмогорское»), развитием туризма (МКПР «Парная»), созданием облицовочного кирпича (МКПР «Родники-Холмогорское»).
Кадровая политика включает в себя закрепление за группами муниципальных образований кураторов министерства экономики и регионального развития края, которые будут проводить экспертизу инвестиционных проектов, налаживать координацию в рамках МКПР и контролировать достижение ключевых показателей эффективности.
Заместитель главы Ачинского района Владимир Часовских спросил, намерено ли правительство корректировать предельную численность муниципальных служащих в связи с появлением ответственных за инвестиционную политику в муниципальных образованиях. Егор Евгеньевич ответил утвердительно.
После этого Егор Васильев представил проект закона «Об инвестиционной политике в Красноярском крае». По словам министра, необходимость в этом документе назрела давно. Он определяет общий вектор в работе с инвесторами и устанавливает для них понятные и прозрачные правила. В частности, законопроект определяет полномочия органов государственной власти края в сфере инвестполитики и формы государственной поддержки инвестиционной деятельности. Среди провозглашаемых в нем принципов — законность, открытость и доступность информации, равенство прав субъектов инвестиционной деятельности, баланс государственных интересов и интересов этих субъектов. Ключевыми понятиями в документе являются инвестиционный уполномоченный, муниципальный комплексный проект развития, специализированная организация по привлечению инвестиций и работе с инвесторами, объекты инфраструктурного обеспечения инвестиционной деятельности. Меры поддержки названы финансовые, налоговые, информационно-консультационные и организационные, имущественные и инфраструктурные.
Председатель комитета по бюджету и экономической политике Владимир Чащин назвал документ очень важным. В случае его принятия предстоит в дальнейшем корректировать краевое законодательство в части регулирования инвестиционной деятельности.
«Мы считаем этот законопроект первоочередным, поскольку он дает старт реализации всей инвестиционной политики», — подчеркнул Владимир Федорович.
Затем депутаты и члены секции заслушали доклад министра строительства Сергея Козупицы. Он рассказал о ходе строительства объектов социальной сферы в западной группе муниципальных образований края.
В частности, было отмечено, что в 2019 году планируется завершение строительства центра культурного развития в Шарыпово, спортивного зала МБОУ «СОШ №2» в Назарово, МБОУ «Степновская средняя общеобразовательная школа» и пристроек к школам в Назаровском районе, а также реконструкция стадиона с трибунами и подтрибунными помещениями в Ачинске. Кроме того, уже начато возведение школы на 115 учащихся в селе Жуковка Козульского района, средней образовательной школы на 550 учащихся в городе Боготоле, физкультурно-спортивного центра в селе Новоселово. Также в текущем году планируется разработать проектную документацию и получить положительное заключение государственной экспертизы на строительство детского сада на 190 мест в Ужуре, физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном в Боготоле.
В качестве важного дополнения Сергей Андреевич сказал, что в этом году основным государственным заказчиком КГКУ «Управление капитального строительства» совместно с министерством строительства края внедряется новый порядок проведения конкурсных процедур на выполнение строительно-монтажных работ в целом по проекту, прошедшему государственную экспертизу. Начальная максимальная цена контракта определяется на основании сметной документации. При таком подходе у подрядных организаций исключается возможность требовать от заказчика оплаты работ, которые не были предусмотрены техническим заданием, то есть не произойдет увеличения стоимости контракта. Исключением могут быть дополнительные работы в пределах 10% от контракта или в судебном порядке, но при условии, если подрядчик докажет, что в проекте была допущена ошибка.
«Мы больше не «торгуем» перечнем видов работ, а «торгуем» целиком объект», — подчеркнул министр.
Заместитель председателя комитета по бюджету и экономической политике Павел Ростовцев сказал, что есть примеры эффективного взаимодействия между заказчиком, подрядчиком, представителями муниципального образования и депутатского корпуса. В частности, он назвал реализацию проекта по строительству зала борьбы в Ачинске.
«До сегодняшнего дня все комплекты проектно-сметной документации разрабатывались органами местного самоуправления, из-за чего возникали большие проблемы, — заявил Павел Александрович. — С этого года проектированием спортивных центров выступает управление капитального строительства, и думается, что трудностей в связи с этим станет гораздо меньше. Но хотелось бы уточнить — при торгах объекта строительство здания и монтаж оборудования будет выполнять одна организация?»
Сергей Козупица ответил, что оборудование будет торговаться отдельно.
Следующим пунктом повестки заседания стала информация о государственной программе «Комплексное развитие сельских территорий».
Первым взял слово вице-спикер краевого парламента, председатель комитета по делам села и агропромышленной политике Сергей Зяблов. Он сообщил собравшимся, что наконец-то принято положительное решение об утверждении этого документа.
«Дискуссия в нашем регионе по этому поводу идет давно, — напомнил Сергей Филиппович. — У нас есть 22 госпрограммы, но нет полноценной программы, посвященной развитию сельских территорий. Это направление включено в подраздел программы о поддержке АПК. Нам удалось в течение 2017—2018 годов сформировать полную картину бюджетных затрат, которые проходят по сельским территориям. Сейчас наша задача — довести эту информацию до муниципальных образований. Думаю, что программа, принятая на федеральном уровне, придаст дополнительный импульс развитию села».
О направлениях всероссийской программы, о мерах поддержки рассказал представитель министерства сельского хозяйства края. Реализация мероприятий запланирована с 2020 года. Планируемый объем средств, выделяемых на эту программу, с 2020 по 2025 год составляет более 2 трлн рублей. Из них 1 трлн — ассигнования федерального бюджета. Программа по структуре включает пять подпрограмм: аналитическое нормативное методическое обеспечение сельских территорий; создание условий для обеспечения доступным комфортным жильем сельского населения; развитие рынка труда, кадрового потенциала в сельских территориях; создание и развитие инфраструктуры в сельских территориях; обеспечение реализации государственной программы РФ комплексного развития сельских территорий. На сегодняшний день субъектам Федерации для участия в программе необходимо, чтобы у них была либо отдельная региональная программа комплексного развития сельских территорий, либо подпрограмма госпрограммы. Но ожидается, что требование ужесточится.
Ряд дополнений к сказанному прозвучал из уст депутата Государственной Думы Виктора Зубарева.
После этого состоялся обмен мнениями о ситуации в сельском хозяйстве, в котором приняли активное участие Николай Креминский, Павел Ростовцев, Сергей Зяблов и Валерий Исаев.
В завершение рабочей поездки депутаты посетили отделение №11 ЗАО «Назаровское», расположенное в Ачинске. Они отметили высокий уровень организации производства и хорошее качество выпускаемой продукции.