Говорили на круглом столе и о поддержке традиционных промыслов коренных малочисленных народов Севера.
В работе круглого стола принял участие координатор программ проектного офиса развития Арктики «ПОРА» Александр Стоцкий. Он рассказал о проблеме по переработке шкур Северных оленей в России и об опыте Финляндии.
В Ненецком Автономном округе, пояснил Стоцкий, есть четкий кейс того, как можно делать деньги, которые «валяются» в Тундре. Экспортный потенциал традиционного природопользования, так называемый «шкурный» вопрос.
«Северный олень основа проживания людей в Тундре, - говорит координатор программ проектного офиса развития Арктики «ПОРА». - Все идет в дело, мясо, супродукты, кровь. Все кроме шкур. Какое-то количество раньше брали для себя оленеводы, шили традиционную одежду. Остальное выбрасывается».
Соседняя Финляндия закупает наши шкуры. «В 2012 году мы познакомились с финским предпринимателем, который стал покупать эти шкуры по 10 евро. 15000 шкур – маленькая экономика, но все же. В Финляндии эти ненецкие шкуры продаются уже по 100 евро.
Можно поставить производство у нас, например, на Таймыре. По моим сведениям, там до 30000 диких оленей. Их забивают, и максимум что забирают, это панты. Даже мясо не берут. Такая вот ситуация».
По мнению Александра Стоцкого, надо поставить перерабатывающие комплексы на забойных пунктах и продавать уже готовый продукт. «Это перспектива производства и заработка, создание новых рабочих мест, новые международные связи и, конечно же, экология. Шкуры не будут выбрасываться, и гнить в Тундре», - объяснил он.