Комментируя проект закона, заместитель председателя Правительства - министр финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталий Голубенко отметил, что собственными доходами (в 2024 году прогнозируются на уровне 261,8 млрд рублей, +112,5%) полностью обеспечиваются приоритетные расходы бюджета с учетом индексации заработной платы работников бюджетной сферы, увеличения бюджетных учреждений, увеличения получателей мер социальной поддержки. Говоря о безвозмездных трансфертах из федерального бюджета, министр финансов сообщил, что буквально на прошлой неделе Правительство РФ внесло пакет поправок в Госдуму, в соответствии с которым примерно 14,5 млрд рублей распределено нашему региону – включая субсидии на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог и искусственных сооружений, модернизацию системы общего образования, первичного звена здравоохранения.
Основной принцип, положенный в основу формирования расходной части бюджета - контринфляционный, подчеркнул Виталий Голубенко, а также обеспечение реализации национальных проектов и инфраструктурных объектов и программ, софинансируемых из федерального бюджета. Рост фиксируется практически по всем направлениям. Кроме Министерства ЖКХ и энергетики – финансирование в размере 81% к 2023 году объясняется завершением программы расселения аварийного жилья. Министерство транспорта и дорожного хозяйства – 81%, так как завершается станция метро Спортивная). Минэкономразвития – 30%, что обусловлено перераспределением ресурсов инвестиционного фонда.
Глава Минфина прокомментировал размер резервного фонда Правительства региона (10,9 млрд рублей), в составе которого предусматривается финансовый резерв на программы развития Новосибирска (1,9 млрд руб.). Параметры госдолга сформированы в рамках Соглашения о безопасном уровне долговой нагрузки. Он определен на отметке 41% от уровня собственных доходов. «Этот показатель позволил нам сформировать бюджет на 2024 год с заемным дефицитом 25,5 млрд рублей. Наша позиция: заемный дефицит должен идти на финансирование программ развития, которые работают на повышение экономической привлекательности региона», – сформулировал позицию Правительства Виталий Голубенко.
В ходе обсуждения доклада прозвучало предложение вице-спикер регионального парламента Ирины Диденко - формировать долговые обязательства в бюджете исходя не только из соглашений, но и из фактического строительства объектов. «Сегодня в бюджете предусмотрена выплата по объектам, которые должны сдаваться в этом году и которые очевидно сданы не будут. Давайте бюджетные ассигнования в бюджете предусматривать в соответствии с фактическими сроками сдачи объектов. Тогда, скорее всего, инвестиционный фонд в два с половиной процента собственных доходов уложится».
Ситуацию со строительством школ пояснил замминистра образования Юрий Савостьянов: «Сроки концессионного соглашение уже один раз продляли до 20 декабря 2023 года, после этого идут штрафные санкции. Ввиду того, что был нарушен срок, концессионером в добровольном порядке снижена стоимость объектов на максимальную сумму неустойки в 2%. Сейчас по четырем объектам концессионер вернулся к проектной документации и осуществляет строительство. Надеемся, что в декабре они получат кредит. Обещают, что к марту должны быть готовы «коробки» и, по оптимистичному прогнозу, к сентябрю школы должны быть построены. Все шесть школ», – проинформировал чиновник.
Министр здравоохранения Новосибирской области Константин Хальзов рассказал депутатам, что в двух поликлиниках – №2 и №7 – началась приемка оборудования. «В поликлинике №27 ведутся строительные работы и также ведется оснащение тяжелым оборудованием МРТ, КТ. Оставшиеся поликлиники все заявлены к сдаче в четвертом квартале 2024 года. По поликлинике №8 на ОбьГЭС частный партнер завершил проектирование и прошел госэкспертизу. Учитывая риски, мы говорили о том, что этот объект будем забирать и строить самостоятельно. Предварительно средства заложены на следующий год, будем готовить расторжение».
И.о. министра транспорта и дорожного хозяйства Игорь Миллер пояснил ситуацию с четвертым мостом через Обь. «Условия реализации не изменялись, финансовая модель будет корректироваться при уточнении стоимости и сроков выполнения работ. В настоящий момент Минтрансом прикладываются все усилия для обеспечения сдачи объекта».
Актуальный вопрос – о предоставлении жилья и земельных участков для участников СВО задал депутат Сергей Кальченко. Министр строительства Алексей Колмаков сообщил, что как раз сейчас обсуждается как обеспечить несколько локаций земельных площадок на территории области инженерной и социальной инфраструктурой. Однако, признал министр, в настоящее время вопрос до конца не доработан.
Тему перераспределения вложений в капитальные объекты поднял Дмитрий Франчук: «В связи с увеличением ключевой ставки все социально важные объекты, которые будут строиться на территории области, будут проходить госэкспертизу в связи с удорожанием. Предусмотрены ли для этого средства?» Министр строительства Алексей Колмаков пояснил: «Минстрой всегда страхуется от увеличения цен по крайней мере в размере 10% на каждый строящийся объект. На законтрактованные объекты мы это предусмотрели».
Депутат Николай Машкарин сослался на вывод одной из рабочих групп комитета: «Говорилось, что объем инвестиций, которые предстоит оплачивать по концессионным соглашениям и ГЧП, превышает предельные значения инвестиционного фонда, установленные областным законом – 2,5 % собственных доходов бюджета. Говорилось о «красных линиях, которые члены Правительства будут рассматривать для вынесения решений – какие объекты достраивать, какие – нет. Когда мы получим ответ?»
«Решение - до конца марта следующего года определить целесообразность продолжения большого пула объектов по схеме ГЧП либо принять меры, чтобы оптимизировать их количество до тех, которые частный партнер реально в состоянии построить. И чтобы это не привело к значительному удорожанию стоимости», – ответил заместитель председателя областного Правительства.
Председатель Законодательного Собрания Новосибирской области Андрей Шимкив поблагодарил депутатов бюджетного комитета и руководителей министерств за профессиональную работу над главным финансовым документом области. «Сегодня в Госдуме проходит второе чтение федерального бюджета. Внесено порядка 900 поправок. Идёт добавление денег на комплексное развитие сельских территорий, на лекарственное обеспечение, на поддержку семей участников специальной военной операции и уверен, что наши депутаты Государственной Думы постараются так, чтобы нашему региону тоже «перепало». Наверняка будут предложения ещё от многих депутатов, и уверен, что мы также конструктивно, профессионально отработаем закон ко второму чтению и вынесем на сессию».
«Идет методичная отработка по всем вопросам, – прокомментировал прошедшее заседание комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности его председатель Федор Николаев. – Мы выясняем, все ли предусмотрено, прежде всего, с точки зрения социальных обязательств. Так Александр Александрович Козлов задал вопрос, все ли пособия проиндексированы. У него закрались сомнения. Лучше десять раз уточнить, между первым и вторым чтениями поправки внести, нежели мы что-то не досмотрим».
Депутат акцентировал, что большая часть вопросов касалась именно инвестиционной составляющей. «Мы провели не одну рабочую группу, крайняя состоялась вчера – по расходам на обеспечение соглашений по государственно-частному партнерству. Это наши школы, поликлиники, четвертый мост. Перенос сроков, увеличение процентной ставки, вызванные турбулентностью кредитно-денежной политики – это все дает свои вызовы. В 2024 году норма ограничения по инвестиционному фонду в 2,5% от собственных доходов соблюдается. В 2025-2026 годах есть возможность выхода за эти рамки. Мы приняли решение в первом квартале уточнить сроки и объем ввода объектов. Уложимся ли в установленный норматив при ключевой ставке ЦБ в 15%? Объекты необходимые, каждый с нетерпением ждут в районах. Но тем не менее есть основания, которые говорят, что необходимо пересматривать и финансовую модель, и сроки», – обозначил проблемные вопросы глава бюджетного комитета.