Кроме этого регионы смогут получать субсидии на компенсацию транспортных расходов — потребность в этом оценивается в 9,5 млрд руб. ежегодно в 2024-2029 гг. Федеральный центр будет софинансировать затраты на железнодорожные перевозки моторного топлива и морские перевозки грузов северного завоза.
Об этом сообщила на заседании Дискуссионного клуба Проектного офиса развития Арктики «Что даст Арктике новый закон о северном завозе» управляющий директор Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВиА) Мария Перова.
Участники Дискуссионного клуба обсудили новеллы законопроекта «О северном завозе», который в начале ноября начало рассматривать правительство России, готовя его к обсуждению Госдумой в весеннюю сессию 2023 года.
По данным КРДВиА, мероприятия северного завоза сейчас осуществляются в 25 субъектах РФ в интересах более 3 млн жителей, которые проживают на территории в 13,5 млн кв. км. Совокупная стоимость грузов северного завоза оценивается в 87 млрд рублей ежегодно. Из 3200 тыс. тонн грузов жизнеобеспечения 2340 тыс. тонн составляет топливо, 820 тыс. тонн — горюче-смазочные материалы и только 50 тыс. тонн – продовольствие.
Заместитель министра – начальник управления стратегического планирования, территориального планирования и государственных программ министерства экономического развития, промышленности и науки Архангельской области Евгения Шелюк отметила, что при организации сезонного завоза сейчас каждый регион вынужден самостоятельно решать свои проблемы. Эксперт выразила надежду, что обсуждаемый законопроект упорядочит взаимоотношения всех участников северного завоза, что благоприятно отразится в том числе и на стоимости доставки продукции. «Систематизация действий всех участников, создание новой системы координат, формирование единого комплексного общегосударственного подхода к организации северного завоза, безусловно, даст позитивный эффект, в целом повысит качество жизни на удаленных территориях», — уверена Шелюк.
Первый заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Сергей Неустроев, подчеркнул, что в новом законе необходимо учесть особенности каждого из арктических регионов, в которых будут действовать новые нормы. Во внимание следует принять различные климатические, географические условия, разную логистику северного завоза.
Анна Шишигина, ведущий научный сотрудник Арктического научно-исследовательского центра Республики Саха (Якутия) и общественный представитель ПОРА в Якутии, обратила внимание на то, что различные северные территории характеризуются уникальными условиями организации северного завоза, так как имеют разную плотность населения, обеспеченность инфраструктурой. «Становится очевидной необходимость использования различных моделей обеспечения северного завоза на арктических территориях», — полагает эксперт.
Развитие опорно-транспортной логистической инфраструктуры — это действительно важный вопрос реализации северного завоза, подчеркивает координатор экспертного совета ПОРА Александр Воротников, который выступил модератором мероприятия. По его словам, речь идет о комплексе взаимосвязанных технических сооружений, зданий, транспортных средств и контейнеров, которые обеспечивают перемещение грузов различными видами транспорта: морским, речным, автомобильным и железнодорожным. Частью этого комплекса являются оборудованные узловые точки приемки грузов, их хранения и распределения по региону, сказал Воротников, приведя в пример механизм, реализуемый «Якутоптторгом». Дальнейшее развитие таких узлов он видит в превращении их в центры переработки местного сырья, которое затем может вывозиться по налаженным каналам в центральные регионы страны. По словам Воротникова, при создании подобной инфраструктуры целесообразно использовать механизмы взаимодействия государства и бизнеса включая, в первую очередь, офсетные контракты и модернизированные контракты жизненного цикла, в том числе реализуемые на региональном уровне.
По его мнению, важная роль в реализации современной системы северного завоза должна принадлежать современным ледоколам проекта 22220, таким как «Якутия». Важной характеристикой «Якутии» является двух–осадочность, дающая возможность не только сопровождать караваны с грузами по СМП, но и заходить в устья арктических рек, доставляя товары по сезонному завозу ближе к потребителю. «Это удешевит северный завоз, увеличит сохранность груза, соответственно, удешевит продукцию», — сказал Воротников.
«Северный завоз, кроме того что является необходимым условием выживания на севере, представляет собой сложную административно-логистическую задачу. Чтобы успешно решить ее, необходимо наиболее точно определить параметры взаимодействия между регионами, федеральным центром и коммерческими распределительными структурами, транспортно-логистическими центрами. В этом может помочь экспертное, бизнес-сообщество, некоммерческие организации, консультанты по работе с рынками, практики, работавшие по завозу с советских времен. Весь этот комплекс знаний и технических решений может послужить основой для принятия нового закона о северном завозе, столь нужного для нашей Арктики»,— подытожил генеральный директор ПОРА Александр Стоцкий.