23.12.2024
°C
3
$ 102.34
€ 106.54
erid:2VtzqxZLsdk

Зачем США нужна Центральная Азия?

США и пять стран Центральной Азии - Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан - установили новый формат взаимодействия для обсуждения региональных вопросов – С5+1.

Возможно, эта тема могла бы остаться незамеченной, если бы не одно «но»: к решению геополитических задач почему-то не стали подключать ведущих в регионе игроков – Россию и Китай. Особенно учитывая тот факт, что учитывая то, что три из пяти этих центральноазиатских стран (Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан) входят в созданный Россией военно-политический блок – Организацию Договора о коллективной безопасности. Конечно, американскую сторону можно понять, ей не нужны такие «конкуренты», которые могут помешать достижению собственных целей – в частности, касающихся Афганистана. При этом к настоящему моменту уже создано и существует достаточно международных и региональных форматов по стабилизации ситуации в этом регионе, приоритетными из которых принято считать ШОС и ОДКБ.

Можно с уверенностью сказать, что США не очень интересна долгосрочная поддержка стран Центральной Азии, на фоне чего формат «обсуждения региональных вопросов» выглядит не совсем честным. По сути, и с этим солидарны все эксперты, лишь соседство с Афганистаном определяет заинтересованность США Центральной Азией.

Так, председатель программы «Религия, общество и безопасность» в Московском Центре Карнеги Алексей Малашенко в интервью «Коммерсанту» отметил, что США в разные периоды рассматривали в качестве приоритетных разные страны: «Американцы пересматривают и корректируют свой подход к Центральной Азии, теперь рассматривают ее не как регион, а как совокупность отдельных стран. Приоритеты меняются: если поначалу где-то до 34% этого всего сотрудничества США с регионом приходилось на Казахстан, то сейчас, по-моему, сотрудничество с Узбекистаном зашкаливает за 40 процентов из всей совокупности контактов. Однако это не такое сотрудничество, которое американцам как-то безумно интересно».

В свою очередь, специалист по странам Центральной Азии Аркадий Дубнов в интервью Русской службе «Голоса Америки» уточнил: «Связь США с этим регионом определялась ролью Центральной Азии как тылового плацдарма для ведения войны в Афганистане, начиная с 2001 года. Но с тех пор, как американцы почти прекратили активные военные действия, то она утратила это значение».

Согласен с коллегами и узбекский политолог Рафаэль Саттаров: «Активность Вашингтона в регионе всегда была ситуативной и краткосрочной. США сокращали присутствие в Центральной Азии сразу после того, как достигали поставленных целей. Сейчас такая цель — стабилизация в Афганистане. Для этого Вашингтону необходима координация со всеми региональными силами, для чего и был создан формат диалога С5+1».

В этой связи стоит вспомнить предыдущие проекты американцев в регионе: «Большая Центральная Азия», «Новый шелковый путь», «Большой Ближний Восток». Все они, по мнению экспертов, создавались в основном для улучшения обстановки в Афганистане и для конкуренции с Россией и Китаем за лидерство в регионе.

И, хотя сейчас Центральная Азия не является полем борьбы США, Китая и России за влияние, попытка американцев в очередной раз «перетянуть одеяло» для достижения своих целей, является, как минимум, недружелюбной.



Мы в популярных социальных сетях