24.04.2024
°C
5
$ 93.29
€ 99.56
erid: 2VtzqxJALAR

Урбанист Аркадий Гершман о городской среде Красноярска: детали вкуса и мудрости на фоне тотального варварства

Бывший житель Красноярска, а ныне москвич Аркадий Гершман, который является экспертом в урбанистике, в своём интернет-блоге оценил различные аспекты городской среды столицы Красноярского края.

В первую очередь он напомнил, что был в Красноярске в прошлом году, когда отметил успехи Красноярска в благоустройстве и дизайне среды, но предупредил, что в остальных вопросах ситуация критическая.

«Локальные проявления вкуса и мудрости — это замечательно, но на фоне тотального варварства в транспортной и градостроительной деятельности они просто не раскрываются», - написал урбанист.

По его мнению, в целом за год ситуация не изменилась: есть новые интересные решения в дизайне, но по-прежнему огромные проблемы с транспортом и экологией.

«Красноярск делает один шаг вперёд, но одновременно три шага назад — это цена отсутствия общей стратегии и диалога между разными управленцами. Если этого не исправить, то все хорошие проекты будут тонуть в общем ужасе», - подчеркнул Гершман.

Экологии и транспортной логистике досталось больше всего.

«Я  жил в Красноярске до 2009 года, и все знали, что с экологией в городе не всё хорошо, но за последние годы ситуация кардинально ухудшилась. Город винит частный сектор с печным отоплением, жители — заводы и ТЭЦ на угле, но все почему-то забывают про засилье машин в городе, хотя на него приходится 40% всех выбросов». 

Самая большая проблема города – в транспортной логистике, утверждает урбанист.

«Сегодня примерно половина всех поездок в Красноярске приходится на машины — это прямой сигнал деградации общественного транспорта. Но вместо кардинального развития трамваев и троллейбусов здесь лишь провоцируют людей ещё больше ездить на машинах», - сразу перешёл к существу вопроса Гершман. 

Он обратил внимание на перегруз центра города светофорами и пересечением огромного числа маршрутов, что приводит к пробкам и потере времени даже для пешеходов, которым приходится ждать сигнала светофора по полторы минуты. Закрытие левых поворотов и одностороннее движение ведут к лишним проездам и блужданию транспорта по центру.

«Город пора оздоравливать, для этого хорошо подойдут работающие выделенные полосы, платные парковки и хорошая связность для пешеходов. Но именно этим в городе не занимаются: все верят, что вот-вот всё поедет».

Он с сомнением оценил возобновление строительства метро, поскольку это долго, дорого (и в обслуживании) и полностью заменимо надземным общественным транспортом.

Положительно отметив отсутствие в общественном транспорте маршрутных «ГАЗелей», эксперт раскритиковал всё ещё используемые автобусы «ПАЗ»: «О каком уважении к жителям можно говорить, когда их возят на автобусе для вывоза колхозников с картофельных полей?», - недоумевает урбанист.

Уличный дизайн оценён им двояко. Есть интересные решения, но необходимо при этом сочетать красоту и функционал. Например, адресные номера домов.

«В Красноярске тоже озаботились дизайном табличек, пока они есть лишь на главном проспекте города. Тут важно учесть красоту и функционал: безумно красивый номер дома с нечитаемыми символами будет абсолютно бесполезен. Заодно важно создать понятный стандарт, чтобы избежать путаницы с написанием и шрифтами. Напомню, ранее я насчитал более 10 разных вариантов табличек лишь на одной улице», - заметил Гершман.

Он также плюсом отметил появление пешеходной навигации в городе, однако написал, что здесь нужны доработки.

«Размещение часто очень странное, навигационные стенды ставят в отрыве от точек принятия решения по маршруту или просто к газону одной из сторон с информацией. В Красноярске молодцы, что озаботились и начали это делать, отдельное уважение за отрисовку важных доминант центра. Но есть слабые места (те же зебры — их нет). Отдельно плохо совмещение с рекламными экранами — издалека человек видит не логотип навигации, а рекламу такси или бургера»,- высказал мнение эксперт.

Говоря о ремонтных работах в будущем историческом квартале, который с одной стороны примыкает к центральному парку, а с другой стороны к католическому костёлу, он подчеркнул важность понимания того, как «место будет жить после завершения работ. Место не станет полноценным городским районом или туристической меккой, если оно неудобно и не приспособлено для жизни местных жителей. Здесь же есть несколько жилых домов. Надеюсь, никому не придёт в голову идея выселять их», - предупредил Гершман.

При этом он отметил интересный дизайн канализационных люков и реставрацию деревянных домов в центре города: «Радует, что локально у нас начинают осознавать важность деревянного зодчества».

Наконец, Аркадий Гершман прогулялся по набережной Енисея.

«В Красноярске есть Енисей, но город плохо с ним взаимодействует. Долгие годы часть набережной в центре города вообще была парковкой. Сейчас всё немного сдвигается с мёртвой точки. Основной променад получился приятным и сдержанным — в городе явно появился определённый уровень качества, ниже которого теперь не падают. Поэтому тут хороший свет, приятная мебель и много дерева. Тёплое дерево и подсветка — няшная няшность. Особенно умиляют перила для детей, очень радует внимание к таким деталям. Хорошая площадка для детей — хорошая площадка для любого жителя!», - написал он, отметив, что вообще пространство во многом нацелено на детскую среду, что здорово и важно.

При этом месту не хватает спуска к воде: «То есть вроде как мы соединяем жителей с Енисеем, но при этом не даём контакта. Нельзя так дразнить людей!».

В финале своего обзора урбанист подчеркнул, что «хорошее благоустройство — это замечательно. Но пространство нужно наполнять жизнью, для этого нужна дирекция, которая будет рулить культурной программой». В качестве примера он привёл московский «Мосгорпарк» и «Парки и скверы Татарстана».

По его мнению, в Красноярске научились некоторым вещам очень хорошо, «но всё остальное проседает и тянет город на дно. Впереди у города 400-летие, под это будут просить миллиарды и придумывать мегапроекты. Без стратегического планирования ничего не изменится, лишь станет больше головной боли. Это понимают местные эксперты, они каждый день видят невежество внутри кабинетов мэрий и провал общественных кампаний. Если не победить эти системные проблемы и не научиться эффективно работать с уже имеющимся, город сам себя закопает. Хочется верить, что здесь перейдут от слов к делу и всё же создадут Институт города, который будет отвечать за планирование и общее направление развития по всем отраслям».



Мы в популярных социальных сетях