Образование было, есть и остается самой масштабной «индустрией» мира. Состояние образования, уровень его развития оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие государства, поэтому с каждым годом в стране повышаются требования к образовательным организациям, уделяется внимание повышению его конкурентоспособности, внедряются самые разные образовательные модели и программы. Однако в постоянно меняющемся мире и в стремлении общества стать эффективнее, соответствовать времени, часто не учитывается то, чего хочет современный ребенок и что ему действительно интересно, важно и нужно сегодня.
В круглом столе приняли участие родители и дети образовательного семинара «Мы вместе», студенты вузов, преподаватели, психологи, психотерапевты, представители образовательных организаций, занимающиеся вопросами детского развития, воспитания, обучения и семьи.
В качестве спикеров в круглом столе приняли участие: Амонашвили Шалва Александрович, советский, грузинский и российской педагог и психолог, доктор психологических наук, академик АПН СССР, академик РАО, профессор, педагог-новатор, разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики; Асмолов Александр Григорьевич, директор Школы антропологии будущего РАНХиГС, академик РАО, доктор психологических наук, профессор; Казарновский Сергей Зиновьевич, автор и директор театральной общеобразовательной школы «Класс-Центр музыкально драматического искусства», заслуженный учитель РФ; Мурашев Александр Игоревич, автор цикла документальных фильмов «Автограф», автор книги «Другая школа. Откуда берутся нормальные люди»; Шамис Евгения Михайловна, генеральный директор «Sherpa S Pro», основатель и координатор проекта «RuGenerations - российская школа Теории поколений»; Фишбейн Дмитрий Ефимович, директор Лицея НИУ «Высшая школа экономики», кандидат педагогических наук; Ээльмаа Юрий Владимирович, первый проректор Санкт-Петербургской академии последипломного образования, кандидат педагогических наук.
Модерировали дискуссию: Алексей Каспржак, эксперт в области образования, вице-президент государственной корпорации развития ВЭБ.РФ, кандидат экономических наук и Анатолий Каспржак, академический руководитель образовательной программы «Управление образованием» НИУ «Высшая школа экономики», кандидат педагогических наук.
Открывая круглый стол, проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» Мария Афонина сказала: «Мы с вами находимся на территории уникального образовательного пространства – в Мастерской управления «Сенеж». Наша площадка стала центром обучения и для проектов президентской платформы «Россия – страна возможностей» и представителей молодежи нашей страны, а также местом дискуссии и поиска решений для экспертов в различных областях, управленцев, общественных и государственных деятелей». Затрагивая тему лидерства и образования, она добавила: «Лидерство начинается с семьи. Именно поэтому большое внимание ценностям и роли семьи в нашем обществе уделяет президент РФ В.В. Путин, который в своем Послании к Федеральному Собранию сказал, что «судьба России и ее историческая перспектива зависит от того, сколько детей родится в российских семьях… какими они вырастут, кем станут, что сделают для развития страны и какие ценности станут для них опорой в жизни».
Начиная дискуссию, Алексей Каспражак, сказал: «Идея круглого стола заключалась в том, что мы хотим «поозорничать» и обсудить изменения в образовании в нашей стране. Ведь образование к настоящему моменту не сильно изменилось, а мне и моим детям хотелось бы, чтобы школа была другой» и предложил участникам дискуссии посмотреть и вспомнить диалог ученика и учителя в художественном фильме «Визит к минотавру», где раскрывается смысл Учительства и Ученичества. Обращаясь к спикерам круглого стола, модераторы задали вопрос: «Какую школу Вы строите?»
Отвечая на этот вопрос, Фишбейн Дмитрий Ефимович высказал мнение: «Хочу высказать позицию как должна выглядеть школа, которая подходит современным детям: школа должна позволять реализовывать им свою идею и концепцию. Школа должна проектировать вместе с детьми то образование, которое они получают. И это значит – нужно предоставить им выбор».
Продолжая дискуссию, Ээльмаа Юрий Владимирович поделился опытом создания школы в Международном детском центре «Артек»: «Образование – это всё. Мы попытались объединить общее и дополнительное образование, сделать всё время и всё пространство образовательным процессом. Мы разработали модель, где объединяются школа, дополнительное образование и среда обитания».
Асмолов Александр Григорьевич, высказывая свое мнение в рамках дискуссии и отвечая на вопрос участника онлайн-трансляции круглого стола, – Умеют ли наши дети общаться? – сказал: «Мы забываем, что образование – это, прежде всего, построение пространства понимания между поколениями. Мы сейчас мучительно ищем коды коммуникации. У нас две линии педагогики – педагогика подобия и бесподобия. Ключевая задача – найти баланс между педагогикой подобия, которая репродуцирует опыт и педагогикой бесподобия».
В чем отличие нашей и зарубежной школы? Зачем нам нужен международный опыт? Почему решать задачу внутри одной страны стало неэффективно? Опытом и своим видением поделился Мурашев Александр Игоревич: «Моя идеальная школа – это место, где есть концентрация множества «горящих людей». Интерес – фундаментальное понятие для современной школы. Это понимание, зачем тебе сейчас проходить именно это. Страшно, когда мы говорим: «мы проходим предмет» – это как будто мы проходим мимо…».
Анатолий Каспржак, модерируя дискуссию, высказал мнение, что «школа – это место, в котором представители разных поколений договариваются как они вместе будут жить дальше».
Продолжая осмысление определения, что такое школа, Казарновский Сергей Зиновьевич высказал мнение: «Школа сегодня – это «молчание ягнят». Мы всё пишем, сдаём, совсем редко задаём вопросы. Школа должна научить получать удовольствие от того, чем ты занимаешься и научить детей понимать хорошие анекдоты».
Важное место в осознании особенностей каждого поколения занимает «теория поколений». Как современные дети общаются с телефоном и почему для них мир другой размышляет Шамис Евгения Михайловна: «Наши дети, которые сейчас учатся в школе – это поколение «Homelanders». Они домоседы. Много времени проводят под присмотром взрослых. Думают они по-другому – пытаются разложить каждый предмет на молекулы, составные части. Это поколение, которое хочет разговаривать и разговаривать честно».
Амонашвили Шалва Александрович, выступая на круглом столе высказал ряд соображений в отношении современного образования, педагогики, учителя: «Для работы с детьми нужна духовная смелость. Ребенок в разных пространствах становится разным. Можно менять ребенка и его психологию, если менять обстоятельства. Я представитель гуманной педагогики. Современная педагогика недобрая. Ни в одном учебнике по педагогике нет слов «радость» и «любовь». Сегодня у нас здания школ новые, а внутри «болото». В школе завелось очень много учителей троечников. Новая школа не будет измеряться зданиями и техникой. Это нужно, но это не создаст новизну. Новая школа – это Учитель с его сознанием, сердцем и любовью. В нашей школе сегодня есть «спасатели» - учителя от Бога».
Завершая и подводя итоги круглого стола, Алексей Каспржак сказал: «Я надеюсь, что среди вас к привычному возникнет как минимум вопрос, по крайней мере несогласие с тем, что признано считать правильным. Потому что мы находимся в колее, из которой не можем выйти. Сегодняшний разговор был бодрее. Мы может и не ответили на вопрос какой должна быть школа, но штрихами наметили пути выхода из колеи, в том числе, возвращаясь к классикам педагогики, но в другой технологической обертке».
Дискуссия продолжилась в сети Интернет. Онлайн-трансляция круглого стола велась на сайте Мастерской управления «Сенеж» - senezh-club.ru, а также на YouTube-канале Мастерской. Более полутора тысяч человек присоседились к дискуссии и задавали вопросы в чате онлайн-трансляции. Запись прямой трансляции находится на YouTube-канале Мастерской управления «Сенеж».