14.04.2021
+4 °C
3
$ 77.25
€ 91.92

Руслан Бзаров: Название «Мамисон» уже получило международную известность

Bzarov«Мамисон стал известен как площадка будущего лыжного туристического курорта и название уже получило международную известность. Раньше трудно было представить, что кто-то знает, что значит это слово и где это находится. Но уже приятно одно то, что осетинское название и Осетия в целом звучат», — начал свой рассказ корреспонденту «НИА-Кавказ» историк-кавказовед, общественный деятель, специалист по скифо-сарматской и аланской истории и культуре, доктор исторических наук, профессор Руслан Бзаров.

«Мамисон — это высокогорное ущелье, не очень высокое, но и немаленькое, - отмечает собеседник. -Это - центральная Осетия. Исторически это - позднесредневековое туальское общество, в более широком смысле - эта область называется Туалта. Есть и южная часть - Урс Туалта, Южная Осетия».
Когда создают подобные курорты, отмечает Руслан Бзаров, то сначала обычно прокладывают лыжню, строят подъемники, затем - отели, рестораны, удобные подъезды. Но вот приезжают отдыхающие, и начинают задавать вопросы: «А что, кроме того, чтобы позавтракать и прокатиться на лыжах? Что мы можем увидеть и узнать?».
«И то, что уже возникает разговор о том, что из себя представляет исторически эта территория, это очень своевременно, - с удовлетворение констатирует историк. - Туриста еще нет, но мы должны быть готовы».
Несмотря на то, что Мамисон находится на высоте около 2000 м над уровнем моря, (для Северной и Южной Осетии один из самых труднодоступных районов) это место всегда было населено и активно используется уже в течение нескольких тысяч лет.
«Здесь можно проследить культурно-хозяйственную деятельность, — отмечает Руслан Бзаров. — Очень часто не учитывают то, что Кавказ в бронзовом веке - один из цивилизационных очагов мирового значения. Это сегодня он немного в стороне от каких-то основных технологических, авангардных, культурных проектов. Вспомним, что древние греки приковали Прометея к Кавказской скале, а древние евреи причалили на Ноевом ковчеге к Южным отрогам горы Арарат. Почему так? Это время бронзовой металлургии, технологического прорыва, производящего хозяйства. Исследования, проведенные Николаем Вавиловым, дали ответ на вопрос, откуда происходят современные злаки - пшеница, ячмень и все прочие. С Кавказа. Следовательно, важно себе представлять, что так, как сейчас, было не всегда.
Все это однозначно подтверждается и археологическими находками. Один из самых важных памятников-свидетельств этого - могильник кобанской культуры, открытый в Кобани в 1869 году. Это самый знаменитый сегодня обширный некрополь той эпохи. Любая энциклопедия расскажет, что кобанская культура - одна из важных вершин для всего человечества, это важно подчеркнуть. Тлийский могильник в Южной Осетии дал блестящие образцы кобанского искусства, а Зарамагский могильник, который, к сожалению, разработан не до конца, отличается от остальных. Недавно при спуске воды открылись остальные важные памятники разных эпох на этой территории. Кобанская культура берет свое начало с середины 2 тысячелетия до н.э. и продолжается до середины 1-го. Какие-то экспонаты той эпохи из Зарамага уже имеются в университетском Музее древностей Алании и Национальном музее Осетии.
«Таким образом, Мамисон — это территория, которая имеет все шансы быть интересной для просвещенного туриста. Вопрос только в том, будет ли что-то музеефицироваться, правильно ли будут эти памятники подготовлены для обозрения», — эти вопросы Руслан Бзаров считает очень важными.
Собеседник рассказал и о других исторических эпохах, оставивших след в Мамисонском ущелье. «Еще один этап - скифское время. Здесь проходил один из важнейших транзитных коридоров, то, что потом стало называться Военно-Грузинской дорогой, которая соединяла Владикавказ и Тбилиси. По Алагирскому ущелью и Мамисону чуть позже прошла и Военно-Осетинская дорога. Эти дороги актуализированы и проложены там же, где они существовал в древности. То, что это транзитный скифский коридор археологически тоже подтверждается», — делится еще одним интересным наблюдением ученый.
А потом был скифо-кобанский симбиоз. Затем сарматское время, зона геополитического пограничья. Появляется граница, которой победившие сарматы отодвинули скифо-кобанское население. Поэтому спустя более 2 тысячелетий эта зона в осетинском языке называется "куыдар" (скиф).
Следующий этап — это ранне -аланская эпоха, когда уже начинает формироваться царство, постепенно ставшее государством. Это ранняя Алания, где старое местное население, говорившее на близком языке, начинает контролировать всех остальных. Появляются крепости Царциата и другие. Есть они и в Дигории, и на юге Осетии, и в любом месте на возвышенности. Эта эпоха, когда власть была насаждена, как на равнине, так и в горах.
Остатки старых поселений есть в Зарамаге и Мамисоне. «В Средневековье аланское царство уже властвует, и тому есть и письменные фольклорные, и археологические подтверждения, - продолжает собеседник. - Затем Аланская держава под ударами монголов сужается до горной зоны, упорно не подчиняясь Золотой Орде. Земли остаются в руках потомков царского рода, о чем старшее поколение, жившее в горах, хорошо помнит. Ветвь династии, которая закрепилась в Зарамаге, судя по всему, непосредственно происходит от правящей семьи. Поэтому, когда на следующем этапе происходило присоединение Осетии к России, именно из этих потомков аланских царей был избран глава осетинского посольства в Петербург к императрице Елизавете Петровне Зураб Магкаев. Он — прямой потомок царского рода, нигде этим не бравировал, но есть абсолютно независимые источники, в том числе письменные, середины 19 века, однозначно подтверждающие то, что я говорю. Наместник Воронцова освобождал их от крестьянских общих повинностей (подводов), которыми было обложено все население Российской империи».
Здесь уже можно перекинуть мостик к началу 20 века. По словам историка, этот район стал центральным и в период Гражданской войны, когда Южную Осетию грузины пытались ликвидировать с помощью геноцида, а на севере шла война между красными и белыми. «Вот в этом районе Туалта, включая Мамисон с Военно-грузинской дорогой, постоянно шло движение. Важно то, что этот район исторически сыграл на всех этапах первостепенную роль в формировании современной Южной и Северной Осетии».
Так, по мнению ученого, никакой проблемы занять туристов, приезжающих в Мамисон, разными историями не будет. «Им можно будет показать не только природу, но и археологические и архитектурные памятники», — считает Руслан Бзаров.
«Что касается того, какие в этой местности есть объекты культурного наследия, то сказать, что там их огромное разнообразие, нельзя. Здесь есть башни, которые сохранились лучше, чем в других местах Осетии. Почему? Потому что слишком высоко было забираться тем, кто их разрушал, да и не было поводов специально их ходить и разрушать. И, что очень важно, — потому что башни устанавливали далеко не везде, а это один из тех районов Осетии, где актуальность фортификационных сооружений сохранялась дольше всего. В период присоединения Осетии к России башен уже не строили, в них не было нужды. Но в Мамисонской гражданской общине, одной из четырех в большом туальском обществе, почтение к башням сохранялось дольше, чем в других. Из соображений, так сказать, престижа. Потому что там долго шла борьба за позиции в социальной структуре. Кроме этих объектов, имеется в соседнем ущелье Зругский храм и остатки средневековой аланской церкви 11 века, на месте которой потом отреставрировали дзуар (культовое сооружение). И есть еще две постройки, построенные в конце 19-го - начале 20-го веков. Одна из них в таком состоянии, что ее можно восстановить».
Еще один объект, представляющий интерес для туристов, это ближайший к Мамисону музей, дом-музей основоположника литературного осетинского языка Коста Хетагурова. «Конечно, туристов будут возить и туда. Но и об этом нужно заранее подумать. Может, создать там даже что-то новое и расширить уже имеющуюся экспозицию и обогатить ее информацией, которая глубоко заинтересует туристов».

 


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "Независимый Красноярск" в telegram.

Мы в популярных социальных сетях