28.03.2024
°C
0
$ 92.59
€ 100.27

Красноярские ученые обнаружили вид белка, способный помочь в лечении рака

bashmakova survivinКрасноярские ученые пришли к выводу – белок сурвивин перспективен для разработки систем диагностики раковых заболеваний и может стать основой для создания противоопухолевых препаратов.

Ученые из нескольких научных организаций Красноярска, в том числе Красноярского научного центра СО РАН, проанализировали массив международных научных работ, посвященных белку сурвивину. Они обобщили результаты исследований о его влиянии на развитие злокачественных новообразований. Эта работа - первый этап проекта красноярских ученых по обнаружению и разработке молекулярно-генетических методов диагностики риска рецидива немышечно-инвазивного рака мочевого пузыря.

Основная функция сурвивина - блокирование гибели опухолевых клеток, которые и производят этот белок. Чрезмерное образование сурвивина выявляется более чем у половины больных остеосаркомой и запущенной нейробластомой, у половины пациентов с колоректальным раком и лимфомами и у трети больных раком желудка. Повышенное количество этого белка обнаруживается при других раковых образованиях, доброкачественных и предопухолевых заболеваниях. Именно поэтому многие исследователи считают, что сурвивин можно применять для диагностики онкологических заболеваний.

Сам сурвивин в терапии злокачественных заболеваний использован не будет. Он будет использоваться как мишень для препаратов, которые будут блокировать синтез этого белка или подавлять его действие

«Сейчас разработано несколько успешных стратегий анти-сурвивин-терапии. Ряд этих стратегий прошли первые фазы клинических испытаний. Но для результата все еще необходимы дальнейшие исследования, посвященные выявлению мишеней сурвивина и определению их биологических функций», — рассказывает кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института биофизики ФИЦ КНЦ СО РАН Евгения Башмакова.

Сейчас ученые Красноярского научного центра СО РАН начали реализацию проекта, финансируемого грантом Красноярского краевого фонда науки, в рамках которого будут изучены диагностический и прогностический потенциал сурвивина и разработаны молекулярно-генетические методы диагностики и стратификации риска рецидивирования немышечно-инвазивного рака мочевого пузыря. Участие в исследованиях будут принимать врачи-онкологи.

«Проблема ранней диагностики и поиска маркеров, которые такую диагностику могут обеспечить являются весьма актуальными. Еще одной проблемой является повторное появление опухоли — иногда после лечения опухоль возникает вновь в еще более тяжелой форме. К сожалению, причины такого развития до сих пор плохо изучены, но научиться его предсказать и правильно подобрать терапию — исключительно важная задача», — пояснила доктор биологических наук, заведующий лабораторией Института биофизики СО РАН Людмила Франк.

Мы в популярных социальных сетях