На кладбище Челюскина пять могил полярников, которые погибли в 1930 – 1940 годы во время своих исследований. Тогда транспортная система арктической зоны только развивалась, и вывезти их тела с мыса было физически невозможно. У подножия памятника погибшим летчикам лежит винт разбившегося самолета.
Волонтеры «Чистой Арктики» сделали необходимые замеры для обновления мемориальных табличек и ограды. Реконструкция памятников будет проведена следующим летом – во время второй экспедиции проекта на Челюскин.
Как отмечает пресс-служба проекта, работы будут проводиться с участием специалистов Таймырского краеведческого музея и Российского географического общества. Добровольцы уделят восстановлению памятников особое внимание, поскольку здесь находится самый северный аэродром Евразии и именно с мыса Челюскин началось развитие полярной авиации.
«Участок, где расположено кладбище, находится на побережье – между полярной станцией и пограничной заставой. А у мыса Челюскин есть одна особенность – здесь нет ледового припая, поэтому в этом месте бушуют настоящие арктические штормы, плюс вечная мерзлота. Все эти факторы, конечно, оказывают на обелиски разрушительное воздействие, нужно будет выбрать оптимальные для реконструкции материалы, чтобы они продержались как можно дольше», – рассказывает руководитель экспедиции на мыс Челюскин Виталий Калиничев.
Всего на мысе Челюскин шесть памятников: «Участникам Ленско-Енисейского отряда Великой экспедиции, открывшим самую северную оконечность Евразии 1733-1743 гг.», столб со знаком «указатель направлений», поклонный крест, мемориальное кладбище полярников, астропункт мыса Челюскин, пограничный столб и советская пушка 61-К времен Великой Отечественной войны.