22.04.2025
°C
2
$ 80.76
€ 93.67

Мировая премьера оперы Александра Чайковского «Любить на войне» в Красноярске: трагедия любви и войны

teatr operiКРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ, /НИА-КРАСНОЯРСК/. 1 и 2 мая 2025 года на сцене Красноярского театра оперы и балета имени Д. Хворостовского состоится мировая премьера оперы Александра Чайковского «Любить на войне». Опера посвящена тяжелому, но важному периоду Великой Отечественной войны и отражает глубокие переживания людей, столкнувшихся с жестокой реальностью войны, стремящихся сохранить в себе человеческое достоинство и любовь.

Опера «Любить на войне» является лирико-психологической драмой, в которой переплетаются судьбы двух пар – Бориса и Люси, Миши и Лиды, отражающих трагические любовные истории на фоне военных событий. Центральным элементом является фигура Смерти, которая выступает в разных ипостасях: переводчицы, санитарки и медсестры. Смерть сопровождает героев в их последнем пути, заполняя собой все пространство жестокой войны. «Персонаж Смерти появляется в различных образах, что подчеркивает ее символическое присутствие в каждом шаге персонажей на войне. Это не просто метафора, а реальная сила, которая управляет жизнью и смертью», – отмечает режиссер-постановщик Ирина Лычагина

Ирина Лычагина делится своими впечатлениями о сложности объединения произведений Астафьева в единую оперную композицию: «Когда мы прочитали все собрание сочинений Астафьева, стало понятно, как лучше всего объединить две повести. Сюжет прост, но очень глубок: два героя, два разных мира, сталкиваются на поле боя и в госпитале, и эта встреча меняет их судьбы».

Основной акцент в опере сделан на любви как вечной ценности, которая преодолевает все испытания, в том числе самые жестокие. Вспоминая о создании произведения, Александр Чайковский говорит: «Опера «Любить на войне» – это не просто высказывание о войне. Это рассказ о любви, о том, как важен человеческий дух, даже в самых ужасных условиях. Война разрушает, но любовь, как показано в этой опере, становится светом, который помогает людям оставаться людьми».

Чайковский подчеркнул, что центральной идеей произведения является утверждение «с любимыми не расставайтесь», и это отражает трагедию Бориса, который умирает, так и не найдя свою возлюбленную в реальности войны, в отличие от Миши, который, несмотря на войну, продолжает любить и верить в свою любовь.

Значительную роль в создании спектакля играет и постановка. Юрий Заболотнов, солист театра, исполняющий роль Бориса, описывает, как его герой сталкивается с финальной смертью: «Для меня это особенный опыт – моя первая смерть на сцене. В опере моя смерть олицетворяет не просто физическую утрату, а потерю человеческой связи. Борис умирает, потому что не ищет свою любовь. В отличие от Миши, который возвращается к своей возлюбленной, Борис забывает о ней и уходит. Это – олицетворение того, что без любви человек не может выжить».

Анна Харитонова, солистка театра, которая исполнила роль Смерти, раскрывает характер своего персонажа: «Смерть – это не просто тень, она часть этой войны, она ходит рядом с каждым бойцом. В опере я предстою в разных обличьях. Это многогранный образ, который постоянно меняется, но всегда остается неизменно одним – символом неизбежности конца. Для каждого героя я становлюсь той, кем он меня хочет увидеть в последние моменты жизни. Это не соблазнение, а напоминание о том, что все рано или поздно заканчивается, и смерть – это всего лишь следующий шаг».

Красноярский театр оперы и балета продолжает традицию создания уникальных произведений на основе местной культурной и исторической идентичности. Ранее в репертуаре театра была премьера оперы Александра Чайковского «Ермак», основанной на исторических событиях, связанных с покорением Сибири. Сегодня театр решает представить еще более трагичную и важную тему: войну, ее разрушительные последствия и, одновременно, ее катарсис через призму человеческих отношений.

Как рассказывает Светлана Гузий, директор театра: «Наша цель – показать зрителю через искусство уникальные переживания людей, чьи судьбы тесно связаны с историей нашего края. Виктор Астафьев – фигура, значимая не только для Красноярска, но и для всей России».

Визуальная составляющая постановки под руководством художника Марии Высотской и костюмера Кариной Автандиловой создает яркую и символичную атмосферу, что подчеркивает тонкую драматургию оперы. Каждая деталь сценографии, костюмов и грима отражает стремление показать разрушенную войной реальность и мечту о мирной жизни, представленной в виде танцплощадки в финале спектакля.

Как заключает Ирина Лычагина: «Мы стремимся, чтобы каждая сцена, каждый образ говорил зрителю о трагедии войны и о том, как важно сохранить в себе способность любить и надеяться. Это история о том, как даже в самых тяжелых обстоятельствах люди могут найти свет и тепло».



Мы в популярных социальных сетях