Моноспектакль, к которому Константин Райкин возвращается на протяжении многих лет, он называет самым личным и трудным из всех своих работ. Здесь нет декораций, партнёров или музыкального сопровождения – только голос, тело, дыхание, поэзия и проживание каждой строки. «Вся твоя партитура – это твоя психофизика, твои эмоции. Ты выходишь один. И вот чего ты стоишь – тем и держишь», – объясняет артист. Такой формат он называет школой мужества, которую регулярно проходит сам и которой учит своих студентов.
В программе – стихи Александра Пушкина и Давида Самойлова. «Пушкин – это вершина. Самойлов – один из самых глубоких и светлых голосов второй половины XX века», – говорит Райкин. Он признаётся, что чувствует с Самойловым почти биографическое слияние: в его стихах – образы детства, родителей, воспоминания, будто бы принадлежащие и ему самому. Поэзию Самойлова Райкин называет «пушкинской дорогой», а самого поэта – мудрецом, легким и сильным одновременно. «Он писал стихами даже письма, сразу набело, не исправляя», – вспоминает артист.
Знакомство с Самойловым произошло вскользь, но его вдова – Галина Ивановна – в дальнейшем передала Райкину множество изданий, в том числе неопубликованный сборник стихотворных писем к друзьям «В кругу себя».
Изначально спектакль представлял собой чередование юмористических монологов, зарисовок и серьёзной лирики. Однако со временем поэзия вытеснила лёгкий жанр: сегодня это два часа сценического существования, наполненные высокой словесностью. Стихи Райкин не просто читает – он их исполняет, словно драматические роли.
На пресс-конференции артист вспомнил гастроли по Сибири: «Когда-то в Новосибирске я дал 35 аншлагов за неделю – по пять сольных концертов в день. Тогда филармония носила меня на руках. Я был один – микрофон, аккомпаниатор, свет и я». Эти истории Райкин рассказывает без пафоса, с самоиронией, подчёркивая: «Я не праздный человек. Надо просто нормально работать, а не считать даты».
Красноярск артист называет родным профессионально: он приезжал сюда и с «Современником», и с сольными программами. «Здесь публика живая, чувствующая. Это уже большой культурный центр», – отметил он.
Художественный руководитель театра подчеркнул, что сегодня важно не только говорить поэзию, но и пробуждать к ней интерес. «Это иллюзия, что Пушкина знают. Его преподают плохо. И вдруг на спектакле человек открывает его заново. Это и есть подлинное просвещение», – добавил Райкин. Он с горечью говорил о снижении уровня культуры речи среди молодёжи: «Деепричастные обороты уже вызывают трудности. Это следствие плохого преподавания. Приходится иметь дело с темными людьми, у которых есть аттестат, но нет знаний».
Райкин убеждён: даже люди, далёкие от поэзии, реагируют на живое, искреннее исполнение. Именно поэтому он продолжает ездить по всей стране, включая самые удалённые города. «Если исполнять стихи правильно, они открываются даже тем, кто никогда не интересовался литературой», – говорит он.
Проект в Красноярске был реализован при поддержке компании РУСАЛ в рамках празднования Дня металлурга. Как отметила директор департамента региональных проектов Елена Южакова, гастроли «Сатирикона» в Красноярске и Братске – часть масштабной культурной программы.
Директор Красноярского театра оперы и балета Светлана Гузий назвала приезд «Сатирикона» значимым событием и поблагодарила коллег за визит. «Гастроли – это всегда взаимообмен. Все наши артисты будут сегодня в зале. Учиться у таких мастеров – бесценно», – подчеркнула она.