Когда в небольшую деревню в глубине Красноярского края съезжаются почти три сотни гостей, а число участников в полтора раза превышает количество местных жителей, – значит, речь идет не просто о празднике. Это попытка уберечь от исчезновения один из самых малочисленных народов России. Такой стала встреча в селе Хайдак, где с конца XIX века живут сето – финно-угорский народ, исторически связанный с Псковской землёй и юго-восточной Эстонией.
Хранительница местного музея Галина Евчеева говорит о происходящем с тихим достоинством:
«Мы – народ, который сохранил свои костюмы. Нас осталось 236 человек на всю страну, и на этих людях – огромная миссия. Всё может исчезнуть. Но именно здесь, в Хайдаке, началось настоящее возрождение культуры. Это наша историческая Родина».
Мероприятие открылось в лучших традициях гостеприимства: гостей встречали домашней колбасой, сыром, свежей зеленью и морсом. С приветственным словом выступили представители местной власти, а атмосферу праздника задал фольклорный ансамбль народа сето «Лиль».
Центром притяжения стало подворье сето, где развернулась выставка «Кружева Сето» – домотканые половики, шерстяные носки, пояса, салфетки, вязаные брелоки, узорные штапельные платки и даже магниты с сетоской символикой.
Особой точкой маршрута стал музей сибирских сето. Здесь бережно хранятся предметы быта и духа: от Библии на эстонском языке до инсталляции «Сетумаа: возвращение мечты». Стены украшены полотенцами, сплетёнными руками предков, а выставка старых фотографий рассказывает больше любого учебника.
Гости с энтузиазмом включились в мастер-классы: вместе с Галиной Евсеевой осваивали танцы «Серёжа» и «Коробушка», а в кульминации дня – общий хоровод «Тютярьлацэлинукэзэ» («Девушки-пташечки») собрал всех, от мала до велика. Мужской танец показала Марина Андреева, вязание на спицах – Ольга Иванова, а ремесла – Полина Петрова.
Художница Зоя Ульянова представила живописное полотно, посвящённое Троицкой церкви – её в начале XX века построили специально для православных переселенцев, чтобы не добираться в морозы до Партизанска. Сегодня это зримый символ бережного сожительства культур.
290 человек – столько собрал этот камерный, но значимый праздник. Для сравнения: само село Хайдак по последней переписи насчитывает 192 жителя. Это больше, чем просто цифры. Это знак того, что культура живёт – пока есть те, кто ее бережёт и разделяет.