Задуманное как «живая экспериментальная площадка», событие стало попыткой взглянуть на наследие красноярского живописца через язык XXI века.
Лейтмотивом фестиваля стали цветы – излюбленный образ Поздеева. Он раскрылся сразу во многих формах: на детских мастер-классах, где гуашь ложилась на бумагу простыми мазками; в иммерсивных театрализованных перформансах; в больших картонных инсталляциях, которые гости создавали своими руками.
Организаторы напоминали: для Поздеева цветы были не просто декоративным мотивом, а метафорой жизни и нежности, через которую художник находил новые сюжеты. Фестиваль пытался перенести этот взгляд через столетие – соединить живопись и цифровые медиа, звук и движение, традицию и эксперимент.
День начался с питчинга молодых авторов: девять художников презентовали проекты по три минуты, после чего слышали реакцию жюри. Получился открытый диалог – кто-то находил поддержку прямо «с колес», кто-то получал рекомендации доработать замысел.
«Фестиваль выполняет сразу три задачи: сохраняет наследие Поздеева, открывает дорогу новым художникам и способствует гармонизации общества. И, конечно, главный акцент здесь сделан на молодёжи», – подчеркнул министр культуры Красноярского края Аркадий Зинов.
По его словам, именно в формате таких встреч рождается ощущение живого процесса: часть проектов уже получила обещания поддержки партнёров, с другими разговор продолжится позже.
Центральным событием стали арт-объекты конкурса «Цветы Поздеева». На поляне выстроился настоящий сад из новых работ молодых художников.
Красноярский художник Паша Пашукай представил «Колокольчики»: «Сегодня художник должен не только создавать, но и уметь рассказать о своём искусстве. Нам повезло, что у Красноярска есть Поздеев: это возможность заявить миру, что Сибирь в мейнстриме».
Юрий Адомейко, автор «Стола с вазами», говорил о поиске формы и символическом значении его арт-объекта: «Фестиваль даёт шанс человеку, у которого нет времени на музеи, прикоснуться к искусству. А для художника важна живая реакция зрителя, какой бы она ни была»
Весь день зрители переходили от одной площадки к другой. В лектории Максим Конарев объяснял, как живопись цитируется в кино; Школа современного искусства проводила мастер-класс «Фантастические цветы». На поляне Анастасия Иваницкая и Мария Бояркина писали «быстрые портреты». Театральный перформанс «Следуй за зонтиком» и постановка «Точка зрения» от танцевальной лаборатории превращали сцену в ожившее полотно.
Отдельной точкой притяжения стал «Волшебный лес» – семейная площадка с десятками активностей. Там можно было расписать футболку или пряник в стиле Поздеева, попробовать технику пуантилизма, сделать коллаж из цветной бумаги или «текстильную брошь». Арт-клуб «Тепло» приглашал родителей и детей на мастер-класс «Какой я цветок?», а Новая художественная школа Поздеева вместе с ребятами собирала огромные картонные букеты. Школьники из студии «Пой здесь» пели и играли на гитарах, рядом шли репетиции спектакля «Маленький принц» и уроки диджеинга.
Каждый составлял свой маршрут – от разговора об искусстве и символах до игр с красками или музыкой.
Вечером фестиваль перешёл в музыкальный формат. Каждая из групп дополняла идею «цветущего сада»:
– «К Кэдди пахнет деревьями» соединили постфолк и театральность, превратив концерт в маленький спектакль.
Завершил фестиваль Антоха МС: его ретро-футуристическая музыка о радости жизни стала убедительным финалом, показав, что современное искусство может быть одновременно доступным и содержательным.
Организаторы называют фестиваль «пробой пера». В 2026 году Красноярск отметит столетие Андрея Поздеева, и формат «Поздеев Феста» войдёт в часть праздника. «Каким он будет, зависит от интереса красноярцев в этом году», – отметил министр культуры Аркадий Зинов.