- Почему вы выбрали путь профессионального военного? Может в семье есть военный?
- Оба моих прадеда принимали участие в ВОВ. Но кадровых военных в моей семье не было. Я первооткрыватель в этой сфере. У меня всегда была тяга к военной профессии. И когда комиссовали меня по инвалидности, честно говоря, было сложно понять, чем заниматься дальше. Вроде хотел стать военным, вроде уже освоился, крутишься, работаешь, и у тебя всё в порядке. Тут жизнь поменялась полностью.
- Максим, во время участия в СВО, какие качества вы в себе воспитали?
- Мне очень повезло. Боевые задачи мы выполняли вместе с моим братом.
- Родной брат?
- Троюродный. Мы были в одном подразделении. Всё детство провели вместе. И получилось, что по окончанию института отправились служить вместе. Боевые задачи выполняли вместе. Всё-таки когда тебе не очень хорошо на душе, а рядом с тобой родной человек, это проще. Всё проще пережить. Терек, передаю тебе большой привет! Желаю поскорее вернуться. Мы тебя ждём.
- Он сейчас на СВО?
- Да.
- К нам приходят ребята и говорят про боевое братство, что мы там все вместе. Но вы говорите, что всё равно родная душа, это брат. А остальные ребята, сослуживцы, какие с ними были отношения?
- В этом плане я тоже везунчик. У нас образовался такой коллектив, его можно назвать вторая семья. Они меня эвакуировали. Я уже про себя молился, прощался с жизнью, но в голове знал, что если меня найдут, то не бросят. Большое им спасибо! Мы до сих пор со всеми общаемся. И я благодарен им за всё. Они спасли мне жизнь.
- Что случилось в тот день?
- Это случилось 22 июня, но только 2023 года. Шло полномасштабное контрнаступление противника. Мы его отражали днём и ночью. И получилось его отразить. На боевой задаче я получил ранение, а два моих боевых товарища погибли.
- Ранение серьёзное получили в тот день?
- Да серьёзное. На глазах у меня умирал мой боевой товарищ. Меня вызывали по связи. Я потерял речь, не мог двигаться и ответить – дать координаты, где нахожусь.
- Как можно пережить гибель товарищей? Это же будет в сердце на всю жизнь. Как вы справляетесь с этой болью.
- Да, на самом деле часто вспоминаю, и часто они снятся мне. Это сложно. Когда родственники пишут и звонят, в глубине души всё время задаю себе вопрос – почему они погибли? А я в равных условиях я выжил. Это сложно. Всегда жду от них этого вопроса. Слава Богу, родственники его не задают.
- Вы как-то общаетесь с душами, если верите в это? Может, какой-то диалог в голове есть?
- Да, я верю. Когда представляется возможность сходить в храм, молюсь за их упокой и ставлю свечи. Для меня они уже в памяти навсегда.
- Очень тяжело. Расскажите, пожалуйста, на каких направлениях были, какие задачи выполняли?
- Мы выполняли задачи на Запорожском направлении. Я служил в реактивно-артиллерийской батарее мотострелкового полка.
- Вам 28 лет?
- Верно.
- И такие серьёзные награды! Что за награды и за что их получили?
- Орден Мужества, медаль «За отвагу», медаль Суворова. Каждую награду получил благодаря своему личному составу, боевым товарищам. Это сложная работа, которая принесла свои результаты. Как говорится, один в поле не воин. А в составе такой мощной команды определённые успехи были.
- А трудно было часто? И в чём были трудности?
- Трудно было часто. Повторюсь: самое трудное – терять своих боевых товарищей. Это - самое трудное. Трудности бывают разные. Конкретно для меня – это самое тяжёлое.
- Для кого-то трудности есть в бытовом плане, не те условия.
- Я бы так не сказал. Человек, в любом случае находясь там понимает, что он не дома. Домашних условий уже не будет, пока находишься там. Все как-то справляются. Опять же, зависит от коллектива, когда тебя все поддерживают. На остальные вещи закрываются глаза.
- Максим, если отмотать время назад, если бы вы тогда, когда поступали в военный институт, знали, что произойдёт с вами, всё равно бы пошли?
- Это сложный вопрос конкретно для меня. Что бы сидеть с вами и общаться проделал долгий путь с моими родственниками. Со мной в госпитале жила супруга, мама приехала, и вспоминать сложно. Конечно, я бы не хотел этого. Но каких я обрёл товарищей, посмотрел на жизнь совсем по-другому. Если раньше чего-то не ценил, сейчас ценишь обычные вещи. В этом плане я не жалею.
- Вы говорите про человеческое тепло, про семью, про поддержку, вообще про жизнь – что это самое ценное у каждого из нас?
- Да, та ситуация, в которой я оказался, показала мою супругу с определённой стороны. Хотя я знал, что она у меня прекрасная, но всё равно, и что мы вместе пережили, какие-то житейские проблемы кажутся такими пустяками на самом деле!
- Я думаю, что жёны военнослужащих вообще как святые женщины.
- Да, согласен с вами.
- Сколько на их долю выпадает, ужас.
- Не каждый человек такое выдержит. Когда она приезжает в госпиталь, заходит в палату и видит, что люди лежат без конечностей, она каждый день переживает с тобой вместе, спит рядом, смотрит, как наши бойцы преодолевают всё это, это на самом деле тяжело.
- Как зовут супругу?
- Юлия.
- У вас дети есть?
- Да, слава богу! Родился сын Михаил. Ему исполнилось уже 9 месяцев.
- Какая прелесть.
- Максим, желаю вам, что бы всё было хорошо в семье, на работе. Что бы только добрые отзывчивые люди встречались на вашем пути.
- Спасибо большое вам. Хочу подарить вам небольшой подарок – шеврон своего подразделения. Надеюсь, что будущие гости поддержат меня и у вас соберётся большая коллекция.
- Спасибо, Максим, огромное спасибо, что пришли, и за подарок. Это отличная идея. Пускай ребята, которые в следующий раз к нам будут приходить, приносят свои шевроны. Мы соберём целую коллекцию.
- Спасибо большое!
Беседовала Юлия Внукова, ТК «Енисей», программа «Всё для Победы!».