20.01.2022
-20 °C
1
$ 76.87
€ 87.13

Генеральный директор ЕРП Александр Иванов: «Мы понимаем всю значимость навигации на Енисее и готовимся к ней с особой ответственностью»

Енисейское речное пароходство — главное транспортное предприятие на Енисее, обеспечивающее связь отдаленных северных территорий Красноярского края с основными железнодорожными и автотранспортными артериями Сибири и несущее на себе большую социально-экономическую нагрузку. С января 2009 года Енисейское речное пароходство возглавил Александр Иванов. Перед новым руководителем акционеры компании поставили важные цели и сложные задачи.
О том, как работает пароходство в непростых экономических условиях, как решаются сегодняшние проблемы, корреспонденты НИА беседуют с генеральным директором ЕРП Александром Ивановым.

Корреспондент: Александр Борисович, вы пришли в пароходство в непростое время. Какие цели и задачи вы ставите перед собой и своим коллективом?

Иванов: В условиях экономического кризиса нам приходится иначе выстраивать работу. Когда меня назначали на пост генерального директора, это были одни взгляды на то, как сделать результаты деятельности пароходства более весомыми, сейчас приходится перестраиваться с учетом реалий времени и экономической обстановки в крае.
Главное — обеспечить эффективность работы с привлечением высококвалифицированного менеджмента, создать современную логистическую систему по перевозкам и обработке грузов, оптимизировать структуру, которая аккумулировала бы в себе все транспортные услуги. При том обязательно надо сохранить возрастающий темп развития компании, который был задан в прошлые годы, обеспечить эффективное ее движение вперед, в том числе в области модернизации и строительства нового флота.

Корреспондент: Совсем скоро начнется навигация на Енисее и его притоках. Как идет подготовка к навигации и Северному завозу?

Иванов: Енисейское пароходство — единственная транспортная структура в регионе, способная надежно и качественно обеспечить отдаленные районы края грузами в рамках Северного завоза. Подчеркну особо, качественно и в полном объеме выполнить эту ответственную задачу на Енисее кроме нас не способно ни одно предприятие. Потому что ЕРП — это самый мощный в Сибири флот, современная судостроительная промышленность, разветвленная сеть представительств, координирующих перевозки, высоко подготовленные судоводители, уникальная система контроля и управления движением флота.
И если кто-то из мелких перевозчиков предлагает услуги по перевозке на первый взгляд выгоднее и некоторые руководители муниципальных структур на это «клюют», то они должны четко осознавать — гарантий по доставке грузов в отдаленные и труднодоступные населенные пункты нет. И так ставить на кон вопросы обеспечение территорий, по меньшей мере рискованно.
К навигации, особенно по притокам, мы готовимся очень ответственно. Ведь необходимо быстро и четко организовать работу, чтобы в 2—3 недели большой воды доставить все грузы.
Особенно интенсивной в этом году будет доставка на Ванкорское месторождение. Для этого планируется задействовать более 130 единиц флота, создать мощную группу разгрузочно-погрузочной техники. Уже взяты необходимые плавкраны не только у своих «дочек», но и на стороне. В этом году мы решили задействовать эту технику с удвоенной силой, чтобы эффективно произвести разгрузку.
Так же создан резерв мелкосидящих судов на случай, когда начнет падать вода и надо быстро перегрузиться и доставить материалы в места назначения. Полагаю, по притокам мы сработаем четко за счет эффективной организации перевозок.
Лесосибирский и Красноярский порты уже полным ходом по графику принимают грузы которые пойдут первыми на притоки. Ежедневно поступают доклады, сводки, проводится анализ работ, совещания. Словом, все держится под контролем.
Хороший настрой у людей, они готовы выйти вовремя в навигацию и выполнить все поставленные задачи.

Корреспондент: Вы недавно вернулись из Норильска, вероятно, тоже обсуждали вопросы северного завоза.

Иванов: Сейчас интенсивно проводим переговоры с руководителями северных территорий, рассматриваем вопросы навигации, и оказания необходимой помощи. В Дудинке встречались с главой Таймырского муниципального района Олегом Шереметьевым, обсуждали, в том числе, проблемы оказания технической помощи их небольшому флоту, в частности ремонт рефрижератора «Советская Арктика». Мы понимаем всю значимость для района этого судна, и будем готовить его к навигации вне очереди.
С руководством Дудинского морского порта также проанализировали предстоящую совместную работу. Дудинский порт — основной порт, который принимает и переваливает грузы для Норильска и всего промышленного района. С генеральным директором порта Игорем Уздиным договорились, что в конце месяца направим в Дудинку группу специалистов для выработки позиций по координации совместной работы.
Недавно прошла встреча и с руководством Эвенкийского района, на которой подробно оговаривали вопросы взаимодействия по доставке грузов.

Корреспондент: Не уменьшились ли объемы Северного завоза в этом году по сравнению с прошлым?

Иванов: Объем Северного завоза в 2009 году будет почти на уровне прошлого года. Заявки на сегодняшний день подали еще не все наши клиенты. По притокам в прошлую навигацию мы завезли на Нижнюю Тунгуску 35,6 тысяч тонн грузов, на Подкаменную Тунгуску 41,5 тысяч тонн грузов. В этом году планируем завезти угля для Туруханского района около 90 тысяч тонн, порядка 27 тысяч тонн на Таймыр и около 4 тысяч тонн в Эвенкию.
Если же говорить о всех объемах навигации 2009 года, то отмечу, что они у нас несколько снизились по отдельным номенклатурам грузов, в частности по лесу. И это связано в первую очередь с тем, что лесная отрасль переживает не лучшие времена. Но есть и положительные тенденции. Мы увеличиваем перевозку на Ванкор, хорошие объемы заявляет ЗАО «Полюс».
Крупнейшим партнером пароходства остается ГМК «Норильский никель». В его адрес идет много соды, кокса, соли, технологического оборудования. В качестве информации скажу, что из 5—6 миллионов тонн грузов, ежегодно перевозимых в регионе водным транспортом, более 3,5 миллионов тонн — доля Енисейского пароходства.

Корреспондент: С какими трудностями приходится сталкиваться?

Иванов: Кризис, прежде всего, сказался на том, что у некоторых организаций нет средств, чтобы рассчитаться за перевозку. Долг за навигацию прошлого года перед пароходством очень существенный. С кем-то приходится судиться, с кем-то заключать мировые соглашения, кто-то рассчитывается по графику.
К сожалению, это реалии нынешнего времени. И в данной ситуации к каждому клиенту мы подходим индивидуально, понимаем, что люди попали в трудную ситуацию и надо найти вариант, устраивающий обе стороны. Я предвижу, что навигация этого года в отношении расчетов будет очень сложной. Мы стараемся обезопасить себя, перестраиваем с клиентами работу — для мелких предприятий и заказчиков вводим порейсовую оплату услуг.

Корреспондент: Несмотря на кризис, есть и положительные моменты, точки роста. В частности Роснефть. В этом году она в связи с пуском Ванкорского месторождения увеличивает объемы грузов. Как с ними строятся отношения?

Иванов: Как уже отмечал, компания «Роснефть» и золотодобывающая компания «Полюс», не считая Норильского никеля, самые крупные наши партнеры. С ними работа отлажена, выстроены хорошие партнерские отношения. Заключаются договора, очень четко согласовываются графики расчетов и доставки грузов. Многое зависит от слаженности работы, ведь объемы колоссальные, времени мало.
Сегодня с ЗАО «Ванкорнефть» мы создали штабы, они уже работают, регулярно проходят совещания, консультации. В пароходстве штаб возглавляет мой первый заместитель. Наши управленцы в период навигации будут откомандированы на Ванкор, я также планирую к началу работы выехать в устье Большой Хеты.
Еще раз подчеркну, с этими компаниями у нас проблем нет. С большим удовлетворением отмечаем четкость в работе с ними, с их менеджментом. Это очень грамотные, высокопрофессиональные специалисты.

Корреспондент: Вы отметили, что крупнейший ваш партнер — компания «Норильский никель». Как с ним выстраивается работа?

Иванов: Сегодня к руководству «ГМК «Норильский никель» пришла новая команда, новый менеджмент. На мой взгляд, проблемы решаются качественнее чем когда-либо, быстрее, чем это было раньше. Результативны новые подходы к решению вопросов. На нашем транспортном направлении чувствуем, что все совершенно стало по-другому. Мы уверены, что эта эффективность перестройки, которая сегодня набирает обороты в Норильском никеле, и уже дает положительные результаты, приведет к увеличение объемов перевозок на Енисее.

Корреспондент: Вы обозначили одной из задач обеспечить эффективность работы пароходства. Пришлось ли в новых экономических условиях прибегать к сокращениям людей и уменьшением их доходов?

Иванов: Мы оптимизируем структуру управления, перешли на очень жесткий режим экономии во всем, начиная с ремонта и закупа, пересмотрели затраты, урезали все лишнее, что-то перенесли на следующий год. При этом не стали значительно повышать тарифы, понимая всю значимость и социальную ответственность нашей работы в регионе. И оказались в сложном экономическом положении, так как некоторые компании, с которыми нам приходится сотрудничать, закупать продукцию, повысили свои расценки на 20—30 и даже более процентов. В связи с этим у нас значительно увеличились расходы.
Что касается социальных программ, то здесь ничего не сокращали. Заработную плату сохранили на уровне прошлого года и снижать не будем. Как у нас были доплаты пенсионерам, ежеквартальные — так мы их и оставили. Как была материальная помощь ветеранам — так и осталась. Мы сознательно идем на стабильное сохранение того, что есть, понимая, что в это кризисное время нельзя оставлять людей без социальной поддержки.
Что касается сокращения штата, то под него не попадает плавсостав. На флоте ни одна единица не сокращена и сокращена не будет. Под бремя сокращения у нас попали в основном управленцы.

Корреспондент: Енисейское пароходство всегда было и остается социально-ответственным предприятием. Какие социальные краевые программы реализуются сегодня пароходством?

Иванов: Что касается важных социально-значимых задач для края, я хотел бы отметить ремонт пассажирского флота. Два года назад весь пассажирский флот (это порядка 50 единиц) безвозмездно был передан в собственность Красноярского края, создано предприятие «Пассажирречтранс». Но оно не имеет своей ремонтной базы и возможности отстаивать суда в зимний период. Поэтому этот флот стоит у нас, и мы осуществляем его ремонт.
Понимая всю значимость для края пассажирского флота, с 1 марта мы приступили к его ремонту, несмотря на то, что ОАО «Пассажирречтранс» не полностью рассчиталось за прошлую навигацию, и на ремонтную кампанию этого года у них тоже денег, в необходимом объеме, нет.
Если говорить о социальных программах, в которых участвует пароходство, то это Молодежный лагерь ТИМ «Бирюса». Недавно в Правительстве края прошло совещание, где мы подтвердили свою готовность оказать помощь и поставить для нужд лагеря баржу для оборудования причала. Оказываем и помощь Краеведческому музею по подготовке юбилейных торжеств Виктора Астафьева, Драматическому театру им. А.С. Пушкина, Детскому речному пароходству, профилакторию «Речник».
Одна из главных наших социальных задач — помощь в приобретении жилья для работников. В 2008 году стартовала программа «Улучшение жилищных условий», по которой пароходство приняло участие в строительстве домов. Работникам пароходства, вступившим в краевые программы ипотечного кредитования, также выделяем безвозмездные субсидии на оплату первоначального взноса по кредиту. Размер субсидий зависит от трудового вклада каждого в развитие предприятия, нуждаемости в улучшении жилищных условий, состава семьи и ее материального положения.

Корреспондент: Какие еще социально значимые задачи вы видите в своей работе?

Иванов: Еще одна важная задача, которую я лично ставлю перед собой как генеральным директором и человеком — это сделать Енисей чище.
Когда-то была программа «Чистый Енисей» и я за то, чтобы эта красивейшая, могучая река Сибири оставалась такой же чистой и прекрасной.
Многие люди, которые приезжают в край, покорены красотой и могуществом Енисея. Мне хотелось бы, на посту руководителя Енисейского пароходства, сделать все, что в моих силах, чтобы река процветала.
На сегодняшний день вижу две проблемы. Первая — перевозка нефтепродуктов по реке. Кроме нас этим занимается еще ряд компаний, есть даже мелкие перевозчики, и они в погоне за прибылью начинают вести нефтепродукты, что называется на грани фола. Потом попадают в различные ситуации, как это было в позапрошлом году, когда на протоке пробило дно баржи, она села на мель и только счастливая случайность не позволила разлиться 2 тысячам тонн нефтепродуктов. И вот вопрос — смогла бы прийти вовремя на помощь по ликвидации розлива нефтепродуктов та организация, с которой фирма-перевозчик заключила договор на ликвидацию нефтерозливов при чрезвычайных ситуациях? Полагаю, что шансы, предотвратить тяжелые экологические последствия были бы невелики, уж слишком малый потенциал подобных структур.
У нас в пароходстве на всем протяжении Енисея стоят специально оборудованные «суда-сборщики», которые, если что-то случится, быстро придут на помощь. Только у Енисейского пароходства имеется аварийно-спасательная партия, обеспечивающая спасение и подъем затонувших судов. Сегодня, кроме пароходства, ни у кого нет таких средств, которые могут на всей реке локализовать очаг розлива нефтепродуктов. Мы совместно с руководителем Красноярского представительства ГМК «Норильский никель» Анатолием Ковригиным, предлагаем законодательно создать единую службу на Енисее по ликвидации очагов розлива нефти. Мы не претендуем на то, что это будет Енисейское пароходство, но это должна быть единая, мощная, действенная структура способная обеспечить безопасность перевозки на всем пути следования.
И второй вопрос — у каждого судна есть сточные и отработанные воды, есть договора на комплексное обслуживание. Отработанные и сточные воды после рейсов должны сдаваться на «суда-сборщики». Но если проанализировать ситуацию в конце навигации, сколько те или иные маленькие компании сдали сточных и отработанных вод, то получается, что они почти ничего не сдают. Возникает вопрос, куда сбрасывают, ответ — в наш родной Енисей. И прикрываются тем, что на Енисее есть участки, где официально разрешен сброс. Уверен, нашим законодателям надо посмотреть и отменить наличие таких участков. Весь мир сегодня борется за экологию, чистую воду. Вода сегодня становится стратегически важным сырьем. Надо беречь природу. Это наше здоровье, здоровье наших детей. Это наше будущее.



Мы в популярных социальных сетях