Председатель комитета Алексей Клешко, предваряя обсуждение, отметил, что вопросы переобучения и повышения квалификации, а следовательно, и качество исполнения управленческих функций и оказания государственных и муниципальных услуг на местах комитет держит на контроле постоянно. Так, 7 февраля депутаты посетили краевое государственное бюджетное учреждение «Институт муниципального развития», которое занимается как образовательной деятельностью, так и правовым сопровождением органов местного самоуправления.
На этот раз депутаты приехали в кадровый центр, который структурно является подразделением управления кадров и государственной службы Губернатора Красноярского края. Руководитель кадрового центра — начальник отдела по подготовке государственных и муниципальных служащих Марина Калинина показала аудитории, в которых занимаются слушатели курсов.
Необходимо понимать, что базовый стандартный уровень компьютерной грамотности — обязательное условие при поступлении на гражданскую службу. А в кадровом центре изучают ведомственные программные обновления, например, по линии записей актов гражданского состояния, земельных и имущественных отношений и т. д.
В этом же здании расположена гостиница для слушателей, пребывание в которой оплачивается из средств краевого бюджета. Когда такое решение принималось, было принято во внимание финансовое положение муниципалитетов, в особенности сельских поселений. Как образно сказал председатель комитета Алексей Клешко, «между новой лампочкой и возможностью отправить сотрудника на обучение глава, конечно, выберет лампочку», однако без профессиональной подготовки и повышения квалификации в условиях постоянно меняющегося законодательства качественного управления добиться невозможно. Кроме того, повышение квалификации государственных и муниципальных служащих — федеральное требование.
Здесь же, в кадровом центре, организовано питание, таким образом, он является своего рода кампусом, где, не отвлекаясь на решение бытовых проблем, можно в краткие сроки получить максимум знаний и информации по той или иной теме обучения.
Как пояснила Марина Калинина, ежегодно Министерство труда и социальной защиты РФ направляет перечень рекомендованных программ. Кроме того, управление губернатора проводит ежегодный опрос в органах МСУ и госорганах, анализирует проблемные направления, после чего формирует дополнительный перечень. В конце каждого года проводятся конкурсные процедуры в соответствии с ФЗ №44 об оказании образовательных услуг среди высших учебных заведений. Важно, чтобы переобучение проводили преподаватели вузов, интегрированных в высшую школу, которая непосредственно участвует в разработке всех управленческих процессов в стране.
Каждый год программы обновляются с учетом актуальности. Всегда востребованными остаются темы земельно-имущественных отношений, налогов и финансов, управление закупками. В последнее время большое внимание уделяется антикоррупционной тематике, информационным технологиям. Федеральный «хит», внедряемый повсеместно, — проектное управление, а также методики по вовлечению населения в решение вопросов местного значения. Всего в кадровом центре обучение ведется по ста программам, в прошлом году через систему переобучения и повышения квалификации прошло около трех тысяч служащих, а всего с момента создания центра в 1997 году здесь получили дипломы и свидетельства более 50 тысяч человек.
Заместитель руководителя администрации губернатора — начальник управления кадров и государственной службы Леонид Кирсанов рассказал о системе повышения квалификации в крае в целом. Помимо кадрового центра в эту систему входит упомянутый институт муниципального развития, который самостоятельно оказывает образовательные услуги в дистанционном формате, а также ведет большую методическую работу и правовое сопровождение органов МСУ. По узкоспециальным темам гражданские служащие могут быть направлены и в другие учебные заведения страны.
Безусловно, элементами системы являются сами органы государственной и муниципальной власти, которые проводят различные семинары, разрабатывают нормативные акты, методические рекомендации. Среди субъектов Сибирского федерального округа Красноярский край является лидером по количеству служащих, прошедших через систему повышения квалификации, хотя, подчеркнул Леонид Кирсанов, это связано в том числе с количеством муниципальных служащих, которых значительно больше, чем у соседей, в силу большей территории края. При этом число государственных служащих остается соотносимым. Затраты краевого бюджета на систему дополнительного образования гражданских служащих в 2017 году составили 34,1 млн рублей.
В обсуждении вопроса приняли участие депутаты Илья Зайцев, Егор Бондаренко, Александр Новиков, которые интересовались как общей стратегией развития образования служащих, так и узкими профильными вопросами.
Первый вице-спикер краевого парламента Алексей Клешко отметил, что в Красноярском крае в 90-х годах удалось сохранить базу и систему кадровой переподготовки и затем совершенствовать ее, а не создавать с нуля, как это произошло во многих субъектах Федерации. Именно поэтому программы, разработанные у нас, охотно перенимаются в качестве лучших практик за пределами края. В то же время некоторые аспекты работы всей системы требуют переосмысления. Например, по мнению председателя комитета, необходим координирующий совещательный орган по обсуждению учебных программ, методических рекомендаций и прочего.
«Одно управление губернатора, несмотря на высокий уровень профессионализма сотрудников, не в состоянии охватить весь комплекс проблем, стоящих перед служащими края, — считает Алексей Клешко. — Вот, например, в соответствии с указами Президента РФ 10 процентов соответствующих государственных услуг должны будут оказывать некоммерческие организации. Как это сделать на уровне муниципалитета, сегодня мало кто знает, а ведь придет время, и за реализацию указа нужно будет отвечать. Значит, людей нужно учить, но такой программы нет в системе переобучения. При формировании государственного задания по переобучению кадров необходимо в первую очередь учитывать, как с его помощью решать поставленные перед властью задачи. Помимо этого кадровый центр должен стать не только местом подготовки, но и местом, где проводится оценка состояния и уровня управленческих кадров, где ведется база карьерного роста государственных и муниципальных служащих».
Фото: пресс-служба Законодательного Собрания.