26.04.2024
°C
1
$ 92.13
€ 98.71
erid: 2VtzqxJALAR

Вызовы и возможности российской культуры: Фонд Потанина принял участие в онлайн-конференции «Артгида»

Фонд Потанина принял участие в традиционном круглом столе «Артгида», который собирает ведущих экспертов в области культуры и искусства. Встреча прошла в режиме онлайн под общей темой «Культурный фандрайзинг в эпоху коронавируса». Участники обсудили современные вызовы индустрии и способы ее адаптации к новым реалиям.

Во встрече приняли участие сооснователь агентства культурного фандрайзинга VCA (v confession agency) Юлия Чернова, шеф-редактор «Артгида» Мария Кравцова, директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов, генеральный директор Фонда Потанина Оксана Орачева, заместитель директора Московского музея современного искусства Алексей Новоселов, фандрайзер, культурный менеджер, автор благотворительных акций Culture Commute и «Культурный проездной» Ася Кейпс-Бачелис, куратор Центра современного искусства «Типография» Елена Ищенко.

В рамках дискуссии генеральный директор Фонда Потанина Оксана Орачева рассказала об инициативах, предпринятых фондом в поддержку культурных проектов и НКО, а также поделилась своими прогнозами на будущее.

«В настоящий момент все сконцентрировано вокруг ситуации с коронавирусом, но когда эта ситуация закончится, жизнь снова станет более многообразной, – отметила Оксана Орачева. — Кроме того, чтобы реагировать на то, что происходит здесь и сейчас, мы должны уже сегодня начинать думать, каким образом мы будем выходить из этой ситуации и как культура может не только помочь самой себе, но и поддержать другие сферы. Наш учредитель Владимир Потанин принял решение выделить дополнительно один миллиард рублей в качестве поддержки тем организациям, которые работают непосредственно с социально уязвимыми группами. Также мы запустили конкурс «Общее дело», одна из номинаций которого, должна помочь в перестройке учреждений культуры, которые не могут оперативно предложить онлайн версию своей деятельности. Я надеюсь, что эта инициатива позволит каким-то проектам не только пережить самый сложный этап кризиса, но и выйти после него на новый уровень».

Эксперты также обсудили вопросы финансирования культуры и актуальные проблемы фанрайзинга.

Юлия Чернова, сооснователь агентства культурного фандрайзинга VCA (v confession agency), прокомментировала: «Безусловно, мы сейчас видим очень серьезный отток средств из культурной сферы. Но даже в этой ситуации с нами остаются компании, которые мы называем спонсорами-единомышленниками. Есть и еще один инструмент поддержки культуры, в который я очень верю, хотя он абсолютно недооценен в нашей стране. Это individual giving (индивидуальная поддержка). У нас уже есть целая плеяда крупных меценатов вроде Владимира Потанина, но частью культуры individual giving является и поддержка со стороны обычных, не супербогатых людей. Более того, институции работают с комьюнити, они буквально сами выращивают поколения, которые чувствуют свою сопричастность культуре. Запуская акцию «Культурный проездной», мы поняли, что многие люди были готовы поддержать любимую институцию, но они открывали сайт и видели, что возможность individual giving просто не предусмотрена. Поэтому здесь необходимо двойное усилие: с одной стороны, людей, с другой — сами институции должны осознать, что любая сумма имеет значение и что, когда единомышленников много, это дает серьезные результаты». 

Сегодня фокус действительно сместился в сторону individual giving, — добавила автор благотворительных акций Culture Commute и «Культурный проездной» Ася Кейпс-Бачелис. — Мы растим своего донора, и это долгосрочный, комплексный процесс. Но мы добились определенных результатов, потому что за прошедшие годы процент индивидуальных пожертвований возрос. Охотнее всего деньги на культуру жертвует молодое поколение, что опять-таки подтверждает идею того, что донора нужно растить. И институции должны принимать в этом процессе активное участие — им надо учиться давать возможность себя поддержать. Нам было важно провести этот эксперимент под названием «Культурный проездной» именно в России и по возможности продемонстрировать, что индивидуальная поддержка культуры — это легко, это не астрономические суммы, достаточно пожертвовать стоимость проезда на общественном транспорте, которую ты сэкономил, оставшись дома».

Альтернативный взгляд на развитие культуры индивидуальных пожертвований в текущих реалиях представила шеф-редактор «Артгида» Мария Кравцова:

«Мы находимся в самом начале процессов, которые сильно скажутся на всех сферах нашей жизни. Сейчас очень легко демонстрировать солидарность. Но жертвователи — это средний класс, люди, которые работают в сфере обслуживания или в так называемой креативной индустрии. Мы не знаем, что будет с ними, с их рабочими местами через несколько месяцев. Сложно быть благотворителем, когда у тебя нет источника дохода. Да, на протяжении последнего десятилетия мы отстаивали культурный механизм и работали над тем, чтобы он мог поддерживать себя в том числе через фандрайзинговые механизмы. Но то, что происходит сейчас, может не просто негативно сказаться на всей индустрии, но и сильно изменить наше представление о вкладе».

Своей экспертизой по обеспечению устойчивости и гибкости культурной институции поделился директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов:

«Наша программа лояльности и патронаж функционируют уже достаточно давно и приносят нам деньги. Но этих привлеченных средств недостаточно для функционирования институции уровня «Гаража». Даже в нашем эндаументе пока нет крупных дарителей, людей, которые бы, например, завещали музею свои состояния. Но есть и плюсы. Я вижу, что в текущей ситуации от нас не отказываются наши действующие патроны и корпоративные партнеры, хотя у многих из них проблемы в бизнесе. Скажу больше: некоторые именно в этот момент и пришли, чтобы поддержать наши инклюзивные программы. Да, нам приходится резать расходы ввиду падения доходов. Но мы не должны забывать, что культура более устойчива к кризисам, потому что работает с вечностью. Можно сколько угодно говорить про переход в онлайн, но все понимают, что после того, как люди выдохнут, они все равно захотят пойти на концерт или в музей. И проект «Культурный проездной», и действия Фонда Потанина показывают, что даже в такое сложное время люди готовы нас поддерживать, потому что они заинтересованы в сохранении того, к чему они привыкли и что ценят».

Алексей Новоселов, заместитель директора Московского музея современного искусства: «В нашей выставочной деятельности есть вещи, не обеспеченные бюджетом, и мы делаем гораздо больше, чем нам позволяют наши изначальные финансовые возможности, поэтому сказать, что мы спокойно переживаем кризис, нельзя. Но, конечно, нам помогают. С инициативой поддержки культуры выступил и активно включился в работу Комитет по туризму города Москвы. Благодаря нему мы смогли оперативно продолжить нашу деятельность, а непрерывность в сфере культурных процессов — самое главное. Мы точно так же, как и наши негосударственные коллеги, полагаемся на партнерские отношения. То, что мы сейчас делаем с Яндекс.Коллекциями, с Bookmate, с тем же v confession, — это та степень консолидации и взаимодействия, которые помогают сделать процессы внутри культуры устойчивыми».

О том, какие перспективы имеют в текущих условиях локальные институции с более консервативным подходом к построению процессов, рассказала куратор Центра современного искусства «Типография» в Краснодаре Елена Ищенко:

«Одно из наших главных направлений — донести до людей важность современной культуры. Когда мы говорим о культуре, мы говорим, прежде всего, о встрече как о событии в жизни человека. В условиях карантина это сложно, но мы ни в коем случае не отказываемся от запланированных проектов, потому что, когда все закончится, люди придут именно к нам. С индивидуальными пожертвованиями ситуация в Краснодаре более сложная: люди пока не очень привыкли платить за культуру. Но ситуация постепенно меняется: появляются новые пространства, приезжают новые люди. За эти годы сложилось то, что называется сообществом, и это положительная динамика».



Мы в популярных социальных сетях