Туркластер создан в 2018 году и объединяет усилия Агентства развития Норильска, Администраций Таймыра и Норильска, ФГБУ «Заповедников Таймыра» и частных инвесторов. Несмотря на недолгий срок совместной работы, уже сегодня можно говорить о первых результат. Их в своем докладе отметил директор АРН Максим Миронов: «Турпоток в сравнении с 2018 годом, когда мы только начинали, увеличен на 38% ; с 3 до 40 выросло количество местных предпринимателей в сфере туризма, из них три - туроператоры. Благодаря совместной работе АРН и краевого Агентства по развитию бизнеса аттестацию прошли 38 гидов и экскурсоводов. Начата работа по классификации коллективных средств размещения, а к Соглашению, подтверждающему намерения по развитию Кластера, присоединились 47 инвесторов с общим объемом инвестиций свыше 1 млрд рублей».
Сегодня работа Агентства развития Норильска и партнеров сосредоточена вокруг оценки потребностей Кластера. «Мы занимаемся инвентаризацией туристических объектов. Существующие базы, в большинстве своем, находятся на неоформленных земельных участках. И туризм здесь - неорганизованный, люди не очень ответственно относятся к природе. И при таких условиях, пройдет совсем немного времени, прежде чем мы потеряем эту природу. Именно поэтому нужны понятные всем требования к посещению этих территорий», - считает Максим Миронов.
Агентство развития Норильска видит большой потенциал в возрождении малой авиации на Таймыре. Такая мера позволит «закрыть» несколько потребностей, считают в АРН: обеспечение необходимыми товарами и услугами жителей отдаленных поселков, поможет экологам в решении научных задач и будет способствовать развитию туристической мобильности.
Еще одно важное направление туризма на Таймыре - круизное. Сегодня выделено три зоны. Первая и наиболее перспективная - Енисейская губа. Как рассказал Максим Миронов, уже сейчас есть запросы от международных круизных компаний, которые хотели бы несколько раз в год заходить на Таймыр, но, к сожалению, портовая инфраструктура сделать этого не позволяет. «Конечно, без участия государства мы этот вопрос не решим. Стоимость строительства причалов и модернизации сопутствующей инфраструктуры достаточно высокая. Нам необходимо привлекать федеральные и региональные средства», - рассказал директор АРН.
Вторая зона круизного туризма - Хатангский залив. Его глубина в зависимости от места составляет от двух до пяти метров и нерешенным остается вопрос, какие суда и как близко смогут подходить. В Агентстве считают, что вопрос может быть проработан, хоть и займет больше времени.
Третья зона - побережье и Острова Северного ледовитого океана. На этой территории нередко высаживаются иностранные туристы. Но их никто не контролирует. Из-за этого возрастает антропогенная нагрузка. Задача участников Кластера - и здесь сделать туристический поток регулируемым. Свое выступление директор АРН Максим Миронов завершил планами о намерении придать аэропорту «Норильск» статус международного: «Мы, конечно, хотим видеть у себя и иностранных туристов. Прямые рейсы из ряда европейских городов сильно бы упростили возможности для посещения таймырской Арктики. Тем более, у нашего аэропорта есть все технические возможности: в 2017 году благодаря Норникелю завершилась реконструкция взлетно-посадочной полосы и сегодня аэропорт «Норильск» один их самых современных в этом отношении».
Помощь международным и российским туристам откажет цифровая инновационная платформа Arctic Zone. Пользователи смогут получить актуальную информацию о туристических объектах и готовых турах ТРК «Арктический», при желании - сконструируют собственный маршрут с аккредитованными гидами и экскурсоводами. Платформа Arctic Zone, как говорят в АРН, будет запущена до конца года.