21.11.2024
°C
3
$ 100.22
€ 105.81
erid:2VtzqxZLsdk

В Республики Коми создается новый транспортный коридор «Москва — Воркута – Красноярск»

DK PORA 900КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ, /НИА-КРАСНОЯРСК/.  В Проектном офисе развития Арктики обсудили содержание и реализацию стратегических документов по развитию АЗРФ

Геополитическая обстановка последних нескольких лет вносит коррективы в планы развития страны. Арктика не исключение. 23 апреля 2024 года на площадке Проектного офиса развития Арктики состоялось заседание дискуссионного клуба на тему: «Новые вызовы и возможности для реализации стратегии развития Арктики. Санкции, опорные города, усиление регионов».

На нем эксперты обсудили, что и как нужно скорректировать в действующих стратегических документах, которые касаются развития АЗРФ. Модератором выступил координатор Экспертного совета ПОРА, доцент ИОН Президентской Академии (РАНХиГС) Александр Воротников.

Заместитель директора департамента развития приоритетных территорий Дальнего Востока и Арктики Минвостокразвития Инна Михалко рассказала о реализации нового закона о Северном завозе и связанных с ним планах.

«Система управления северным завозом предполагает создание единого морского оператора северного завоза. Поскольку по статистике более 50% грузов доставляется на эти [арктические] территории водными видами транспорта, предполагается, что это будет уполномоченное правительством юридическое лицо, которое будет осуществлять регулярные каботажные перевозки грузов Северного завоза между морскими портами как самостоятельно, так и с привлечением третьих лиц по льготным субсидируемым тарифам, что должно сказаться на стоимости перевозки и как следствии сокращении доли этой стоимости в стоимости конечной продукции товаров», – сказала Михалко.

Директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов еще раз подчеркнул, что развитие столь большого и перспективного региона должно опираться на систему опорных пунктов, а логистические вопросы имеют первостепенное значение. При разработке мастер-планов арктических городов большое внимание уделяется тому, как Северный морской путь будет влиять на развитие каждой территории, наряду с пространственным развитием населенных пунктов, отметил Кузнецов. По его оценкам, освоение Арктики даст России до 100 трлн рублей добавленной стоимости.

Примеры важности логистической составляющей для развития регионов привели и другие участники дискуссионного клуба. Заместитель начальника управления стратегического планирования и территориального развития Минэкономпромнауки Архангельской области Виктория Пестова рассказала о том, что Архангельск может заместить мощности прибалтийских портов для экспортеров из Белоруссии, а также о планах китайских партнеров осуществлять по 6-8 рейсов в месяц из поморской столицы в Шанхай.

Сенатор от Республики Коми и член комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Елена Шумилова отметила, что в Коми создается новый транспортный коридор «Москва — Воркута – Красноярск», и это положительно скажется в том числе на организации и трудоустройстве специалистов в Красноярске и обратной логистике для компаний, которые занимаются нефтедобычей.

Однако еще более важен, по ее мнению, вопрос арктических преференций для бизнеса. Перспектива включения Печорского и Ижемского районов Республики Коми в состав АЗРФ, которая недавно обсуждалась в СФ, подстегнула интерес предпринимателей. «На сегодняшний день на территории четырех районов зарегистрирован 31 резидент, это 1,6 млрд их инвестиционных вложений на 750 рабочих мест. А с введением этих районов [в Арктическую зону] мы думаем, что будет увеличены мощности и предприятий, и поддержки почти в 2 раза. Поэтому потенциально ждем до 83 резидентов, 52 компании уже рассматриваются. Как только мы сказали, что мы переводим Печору и Ижму в Арктическую зону, сразу же возник всплеск интереса», – сказала Шумилова.

Перед заседанием дискуссионного клуба экспертам задали вопрос: как вообще что-то можно планировать в Арктике на 5-10-30 лет вперед, когда обстановка в мире так непредсказуема?

«Стратегическое планирование важно и нужно в госуправлении, оно позволяет приоритизировать цели, задачи, ну а его согласованность позволяет синхронизировать усилия как на межведомственном уровне, так и на различных уровнях власти», – пояснил первый заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Сергей Неустроев.

Подводя итоги круглого стола   Александр Воротников подчеркнул, что проведенная дискуссия оказалась очень плодотворной, и показала разнообразие подходов к стратегическому планированию и дальней реализации стратегии развития АЗРФ. «Безусловно, необходимо учитывать интересы бизнеса, работающего в Арктике, невозможно развивать Север, без учета мнения населения, которое на Севере живет и работает.  По моему мнению, многие предложения требуют дальнейшего развития и дальнейшего обсуждения. Поэтому считаю необходимым организовать на базе Президентской академии совместно c ПОРА постоянно действующий семинар по стратегическому планированию с привлечением сотрудников, ученых, аспирантов, докторантов и студентов ИОН (Института общественных наук) Президентской Академии. Это вызовет интерес  молодежи к арктической тематике, а также привлечет широкий круг специалистов к дальнейшему обсуждению проблем реализации Стратегии развития АЗРФ», – сказал он.



Мы в популярных социальных сетях