Накануне Потанин сообщил о планах создать совместное предприятие с международными партнерами и перенести часть мощностей Медного завода из Норильска в Китай. Поясняя это решение, он подчеркнул, что из 2000 сотрудников Медного завода, чье производство планируется частично перенести в Китай, в компании готовы трудоустроить всех, кто захочет продолжить работу. В частности, по словам Потанина, на площадке Медного завода будет развернуто новое производство: от современных перевалочных пунктов, пунктов сушки концентрата, его подготовки и складирования, до высокотехнологичного 3D-принтинга различных деталей для оборудования, необходимого для Норильского промышленного района.
Напомним, у «Норникеля» уже есть опыт закрытия Никелевого завода в Норильске и плавцеха в поселке Никель Мурманской области.
Потанин пояснил, что в настоящее время речь идет не о закрытии одного конкретного предприятия, а об изменениях в подходах к хозяйствованию, к партнерству, к международному разделению труда, к созданию цепочек стоимости абсолютно на другой основе. И для этого будут нужны абсолютно другие кадры – возникнет дополнительный спрос на айтишников и инженеров.
«Мы гарантируем, что в результате проекта будет создано несколько тысяч новых рабочих мест, произойдет увеличение налоговой базы регионального и федерального бюджетов в сопоставимых макроэкономических условиях и все сэкономленные средства будут направлены на проекты модернизации и технологического развития в России», - заявил Владимир Потанин.
Так в рост добывающих и обогатительных мощностей в Норильске, включая рост мощности Талнахской фабрики на 80%, строительство нового карьера «Медвежий ручей» мощностью 7 млн. тонн и развитие рудников Талнахского рудного узла будут направлены инвестиции в размере 300 млрд. рублей.
Еще 150 млрд рублей будет потрачено на расширение логистической инфраструктуры Норильского района и Северного морского пути. Аналогичную сумму «Норникель» планирует направить на развитие новых производств в России в партнерстве с крупными российскими компаниями. Важнейший из них – литиевый проект «Норникеля» и «Росатома» по освоению Колмозерского месторождения в Мурманской области.
«По медным проектам у нас будет один партнер, по никелевым и литиевым материалам – другие. То есть у нас будет диверсификация, и со всеми партнерами будут разные условия, – говорил Потанин. – Мы получаем доступ к продвинутым технологиям в важных для РФ отраслях, а наши партнеры – возможность обеспечить свои производства сырьем на долгосрочную перспективу».
Осуществление международных проектов позволит ликвидировать дисконты, а также увеличить объемы производства в России за счет «расшивания узкого горла». По расчетам «Норникеля», которые компания предоставила в правительство, в Минфин и Минпром, после реализации этого проекта компания сможет увеличить выручку на 20% в сравнении с ситуацией до начала 2022 года. «Для целей бюджета мы фактически в течение четырех лет выйдем на показатели, которые почти в 1,5 раза лучше, чем то, что мы сейчас имеем, и на 20% лучше, чем 2-4 года назад. Что позволит больше зарабатывать и платить больше налогов в бюджет», – подчеркнул глава «Норникеля».