В августе текущего года шахтный погрузчик, преодолев более 3000 километров по Севморпути на контейнеровозе «Заполярный», из порта Дудинки был доставлен на шахту «Ангидрит».
Мощность новой ПДМ — 470 лошадиных сил, масса — 55 т. Она способна перевозить до 17,2 т горной массы за один рейс — показатель, ранее доступный только лучшим импортным аналогам.
Благодаря высокой маневренности и компактным габаритам эффективно работает на уклонах, что важно в условиях Заполярья.
Особое внимание при создании машины было уделено безопасности: кабина выполнена по международным стандартам ROPS и FOPS, оснащена системами контроля слепых зон и предотвращения столкновений и наезда, а также горным тормозом. Эти решения соответствуют самым строгим требованиям федерального законодательства по безопасности горной техники и позволяют минимизировать риски для персонала в сложных подземных условиях.
Как отмечает руководитель проектов Заполярного филиала «Норникеля» Андрей Скоков, при создании ПДМ были учтены все требования компании: машина адаптирована под специфику наклонных, сложных по рельефу выработок норильских шахт. «Всего на разработку, производство и доставку ушло более года, но результат того стоил», — подчеркнул он.
Новые возможности ПДМ уже оценивают специалисты шахты «Ангидрит» рудника «Кайерканский». Эксплуатировать ПДМ будут квалифицированные машинисты шестого разряда, прошедшие инструктаж под руководством представителей завода-изготовителя.
Поставка новой техники стала возможной благодаря подписанному в январе 2025 года соглашению между «Норникелем» и БелАЗом о долгосрочном сотрудничестве и стратегическом партнерстве по развитию производства импортозамещающих образцов подземной горной техники.
Это не просто новая техника, это символ индустриального партнерства между двумя странами и важный шаг в реализации программы импортозамещения в высокотехнологичном горном машиностроении.
Если ранее белорусская техника поставлялась в основном в виде карьерных самосвалов для открытых работ, то теперь партнеры делают ставку на специализированную подземную технику, включая перспективные электрические автономные машины на аккумуляторах, которые в будущем помогут снизить углеродный след и улучшить экологическую ситуацию в Арктике.
«Сегодня многие пытаются предложить альтернативу импортной технике, но за «отечественным фасадом» зачастую скрываются те же американские и европейские узлы: коробки передач, мосты, двигатели. По сути, это не импортозамещение, а перепаковка. Мы пошли другим путем: выбрали тесное партнерство с БелАЗом. Белорусские коллеги самостоятельно изготавливают ключевые узлы: мосты, трансмиссии. Двигатели — российского производства. Это не просто совместная сборка. Это действительно импортонезависимая машина, созданная на принципах технологического суверенитета. Мы рассчитываем на ресурс, сопоставимый с лучшими импортными образцами, но понимаем, что опытная эксплуатация может потребовать доработок. Это часть процесса. Главное — мы запустили движение вперед», — подчеркнул директор по обеспечению производства Заполярного филиала «Норникеля» Игорь Паятелев.