25.10.2024
°C
2
$ 96.74
€ 104.51
erid:2VtzqxZLsdk

Более 9 тыс. случаев кибермошенничества выявлено в Красноярском крае с начала года

centrobankКРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ, /НИА-КРАСНОЯРСК/. Сегодня на пресс-конференции заместитель начальника ГСУ ГУ МВД России по Красноярскому краю Дмитрий Шинкевич рассказал, как возросла активность кибермошенников в регионе, а заместитель управляющего Отделением Красноярск Банка России Игоря Ефанова – о новом законе, который обязывает банки возвращать переведенные мошенникам деньги.

По данным Банка России, в стране за второй квартал 2024 года зафиксировано почти 257 тыс мошеннических операций, что на 15% меньше, чем в среднем за предшествующие четыре квартала. Операций стало меньше, но объем похищенных денег увеличился. Так, во втором квартале похищено  4,8 млрд рублей, а в среднем за предшествующие четыре квартала - 3,9 млрд рублей.

«То есть объем потерь примерно на четверть превышает средний показатель за предшествующие периоды. Банки отразили 16,3 млн попыток злоумышленников похитить деньги клиентов на общую сумму 2,3 трлн рублей. Эти показатели почти в полтора раза больше средних значений за предыдущий период», - сообщил Игорь Ефанов.

«С января по сентябрь 2024 года в Красноярском крае совершено больше 9 тысяч преступлений, связанных с дистанционным хищением средств. В суд направлено около 440 уголовных дел», – резюмирует Дмитрий Шинкевич.

Также он отметил, что в крае принципиально новых видов мошенничества не выявляется. Мошенники по-прежнему представляются мобильными операторами, сотрудниками банков, страховых организаций, Социального фонда России.

Сейчас распространенный способ мошенничества – звонок от «сотрудника правоохранительных органов». Лжесотрудник заявляет о взломе личного кабинета на «Госуслугах» и об оформленных заявках на займ. Для убедительности просит переключить на видеозвонок, и в форменной одежде сотрудника госорганизации требует взять кредит, чтобы перекрыть «займ», рассказывает Дмитрий Шевченко.

Кроме того, мошенники стремятся получить личные данные граждан с помощью установки приложений. Главная цель мошенников – получить доступ к дистанционному управлению телефоном и узнать пароли от банковских приложений.

Важное звено в мошеннических схемах – дроперы, добавил заместитель управляющего Отделением Красноярск Банка России Игорь Ефанов.

Дроперы помогают мошенникам получать деньги от жертв, не засвечивая данные. Дроперы могут быть как осознанными участниками этой схемы, так и неосознанными.

Чаще всего в схемы привлекается молодежь, которая даже не осознает, в чем участвует. Молодежи предлагают «бизнес-игры» как средство небольшого заработка, либо оформить карты и отдать их в помощь менеджеру банка, которому нужно выполнить план по продажам. «Банк России блокирует счета тех лиц, которые участвуют в этих схемах», – сообщил Ефанов.

На пресс-конференции отметили ключевое событие 2024 года в борьбе с киберпреступностью: 25 июля вступил в силу закон, в соответствии с которым банки должны возвращать клиентам переведенные мошенникам деньги. Теперь возместить клиенту средства придется в том случае, если банк допустил перевод средств на мошеннический счет, который находится в специальной базе Банка России – базе ФинЦЕРТа. Сделать это он должен в течение 30 календарных дней после получения заявления от пострадавшего.

Закон также предусматривает двухдневный период охлаждения, в течение которого банк не будет переводить деньги на подозрительный счет. О сомнительной операции он уведомит клиента.

Кроме того, банк обязан отключать доступ к дистанционному обслуживанию лицам, которые занимаются выводом и обналичиванием похищенных денег, если информация о совершенных противоправных действиях поступила от МВД России.

Также в июле Банк России вдвое расширил перечень признаков мошеннических операций, которыми должны руководствоваться банки для предотвращения таких переводов, – теперь их шесть.

Так, теперь должны приостанавливаться переводы на счета, по которым ранее, по оценкам антифрод-систем банков, совершались мошеннические операции. Причем даже если пострадавшие клиенты не сообщали в банк об обмане и счета злоумышленников не передавались в базу данных Банка России, а остались только в собственной базе кредитной организации.

Еще один новый критерий – информация о возбужденном уголовном деле в отношении получателя средств. При этом поступить в банк она может по любым каналам, а не только при информационном обмене с правоохранительными органами на площадке ФинЦЕРТ Банка России. В частности, если клиент или другое заинтересованное лицо предоставят подтверждающий документ о возбуждении уголовного дела. В таком случае банк приостановит зачисление средств на счет.

Также, банки обязаны учитывать данные, поступившие от сторонних организаций и свидетельствующие о мошеннической операции. Например, это информация от операторов связи о том, что перед переводом денег зафиксированы нехарактерная для клиента телефонная активность или рост числа входящих СМС-сообщений с новых номеров, в том числе в мессенджерах.

«Хотелось бы напомнить населению, что не надо сообщать свои платежные реквизиты в телефонных разговорах, не надо сообщать смс, которые вам приходят с государственных сайтов. Если у вас что-то случается, позвоните в банк и проконсультируйтесь. Будьте внимательны к старшему населению. Им все дается труднее. Также обязательно проводите беседы с детьми, чтобы они не были втянуты в сомнительные мошеннические схемы», – подытожил Игорь Ефанов.



Мы в популярных социальных сетях