Городские процессы, в том числе и в бизнесе, обусловлены множеством факторов. На Крайнем Севере, да еще и в случае с индустриальным характером территории, они становятся еще более сложными.
— Жизнь Норильска не вписывается в такие смыслы, как просто «город при заводе». У него уникальное место на карте — и экономически, и географически. Своя культура, архитектура, история. Все это так или иначе влияет на восприятие норильчан и на смыслы, с опорой на которые они выстраивают свои планы. Норильск — это не город-вахта. Мы живем в парадигме «людям, а значит, и бизнесу, нужно обеспечить достойные условия». Такой подход позволит сохранить необходимые компетенции как в производственных, так и в жизнеобеспечивающих отраслях. Высокая зарплата перестает быть приоритетом в жизненных целях норильчан. Многие путешествуют по России, бывают в разных странах. Формируется хорошая насмотренность, а вслед за ней — довольно высокие запросы к городским сервисам, увеличиваются риски отъезда молодых высококвалифицированных кадров.
Чтобы сделать жизнь горожан более комфортной, мы не должны отставать в развитии, нужно действовать на опережение, реализовывать перспективные проекты в городской среде, образовании, культурно-досуговой сфере, туризме и других с заделом на будущее.
Кажется, что такие проекты в крупном городе могут зарождаться и сами собой, по инициативе самих жителей. Почему оказалось необходимым появление Агентства развития Норильска?
— Во-первых, для ускорения и координации процессов в различных бизнес-сообществах. Мы для этого вместе с предпринимателями прорабатываем и реализуем отраслевые стратегии, с органами власти предметно работаем над запросами инвесторов. Экспертно сопровождаем при подготовке документов для получения мер государственной поддержки. Приходится много работать с культурой проектного управления в бизнесе.
Во-вторых, создание и развитие своего дела в Арктике — непростой процесс, затратнее, чем «на материке». Норильск живет в своем уникальном ритме, который определяется экстремальным климатом, сложной логистикой и миграционной (кадровой) динамикой. Иногда нужно ориентироваться на системные решения крупного бизнеса. Знакомство и выстраивание партнерства в отраслях повышает выживаемость проектов. Агентство развития Норильска часто помогает предпринимателям справляться с трудностями.
У агентства несколько направлений деятельности. Какие из них приоритетные?
— Мы реализуем проекты, направленные на развитие бизнес-среды и инвестиционной активности, с акцентом на туризм, содействуем созданию современных объектов социальной инфраструктуры, организуем большое количество событийных мероприятий, в том числе делового формата.
В нашей структуре есть проектный офис развития образования, в котором ведется отдельная работа с учебными заведениями и работодателями.
Все эти направления так или иначе определяют условия ведения бизнеса в городе. Кроме этого, мы стремимся дать норильским предпринимателям инструменты, которые сделают их компании более успешными: проводим обучение, встречи, которые становятся средой для продуктивного нетворкинга. С момента организации агентства работаем над созданием единого бизнес-сообщества Норильска. Все это должно сформировать в нашем городе доступные, качественные сервисы, чтобы людям здесь хотелось жить, работать, творить и строить будущее.
А зачем это самим предпринимателям? Ведь им действительно приходится сталкиваться с множеством проблем, начиная от сложностей с доставкой продуктов и заканчивая нехваткой персонала.
— Начнем с того, что у предпринимателей особенный склад личности, они просто не могут не быть деятельными и проактивными. Мы поддерживаем их в этом стремлении. Наша общая цель — сформировать сервисную экономику, чтобы жизнь в городе вышла на более высокий уровень.
Звучит вдохновляюще, но все же основная цель бизнеса — получать прибыль, или это уже не бизнес.
— Кроме реализации своего рода социальной функции, для развития сервисов есть и экономические предпосылки. Если мы посчитаем доходы всех жителей Норильска (включая индивидуальных предпринимателей), увидим показатель на уровне 280…300 млрд рублей в год. Половина этого объема, как правило, достается другим территориям и не участвует во внутреннем обороте Норильска.
Имеет место и так называемый фактор «отложенного потребления», с которым сталкиваются многие арктические города. Люди копят и планируют расходы на «большой земле». У нас немало перспективных инвестиционных ниш. Предприниматели ориентируются на емкость рынка, а она, как видите, немалая.
Инвесторы должны чутко реагировать на потребность разных аудиторий, создавать новые актуальные концепции бизнеса с востребованными сервисами и услугами, которые могут служить в том числе социальным целям. Развивая ресторанное дело, детский образовательный центр, прачечную или салон красоты, предприниматели в то же время создают условия жизни для своих семей и работников.