- Я помню, как зарождался это Центр. Что стало легче и что тяжелее?
- Через полмесяца исполнится четыре года, как мы открыли наш гуманитарный Центр. Когда открывали, думали, что это будет совсем ненадолго. Мы не предполагали, что это затянется на четыре года. Открывали его, как помощь жителям, которые стали массово выезжать с Донбасса. Первую помощь оказывали в пунктах временного размещения в Белгороде, в Севастополе, Симферополе, в Ростове-на-Дону, куда поехали, в основном, жители из российских новых территорий, когда там начались военные действия. Центр открыли 21 февраля – накануне начала СВО. 24 февраля СВО началась. 28 февраля из Красноярского края отправились первые две фуры – 40 тонн. Собирал тогда весь край. За четыре дня нам удалось собрать огромное количество очень нужных вещей. Мы всегда выполняли заявки тех людей, кто нуждался. Если нам пункт временного размещения сказал, что им нужны туалеты мобильные, то мы их отправляли туда. И продукты питания, средства гигиены, детские игрушки. Сразу подключились к этому делу взрослые жители этого края. Потому что понимали, что помощь и поддержка нужна детям.
- Это история, когда партийный проект перерос себя. Помогают жители не только с партийной принадлежностью?
- Сейчас понимаю, что, наверное, помогают уже все беспартийные. Нет политических разграничений. Цель одна на всех: помочь нашим парням сохранить их жизни и вообще хоть как-то им на фронте помочь устроить их быт. Безусловно, приближаем победу.
- Инна Александровна, я знаю вашу внутреннюю вовлеченность. Знаю, что вы скромный человек и не любите, когда про вас говорят какие-то хвалебные речи. Но считаю, что роль вашей личности в работе Центра очень высокая. На мой взгляд, люди, которые приходят, благодаря вам становятся постоянными участниками этого проекта. Есть какие-то истории, которые запомнились и запали в душу?
- Таких историй очень много. Готовясь к эфиру об этом подумала. Знаете, наверно из чувства безопасности, я не могу назвать фамилии, но они есть. Волонтёрское движение очень всколыхнула мобилизация, которая прошла осенью 2022 года. В нашем крае, в каждом населённом пункте есть хотя бы маленький, но волонтёрский Центр. Где плетут маскировочные сети, шьют какую-то одежду. Например, в селе Дзержинское разработали антидронове патроны. Если их покупать у производителя, один патрон стоит 200 рублей. В селе что-то придумали с очень небольшой себестоимостью. Тоже отправляют эти патроны. Удивительные наши люди! Сколько у них фантазии, сколько они много умеют, я не перестаю этому удивляться.
- Мне кажется, это специфика вашего характера, потому что вы с любовью так обо всех рассказываете. Я тоже помню историю, когда было начало СВО, я приехала в партию, и вы там собирали солдатика.
-Да, мобилизованного.
- Клянусь, чуть не заплакала, потому что это было с такой любовью, с такой материнской заботой! И зачастую эти ребята потом приходят и благодарят. Какие чувства это вызывает? Со многими общаетесь, многие пишут? Вы же бываете и в подразделениях?
- Я общаюсь со многими. Своими руками собрала много мобилизованных. Когда пришёл приказ о мобилизации, до первого нашего эшелона, который уехал из Красноярского края, оставалось всего несколько дней – меньше недели. И мы открыли свой Центр, что бы эти парни пришли и взяли у нас хоть что-то необходимой на первое время. Это были выходные дни, я помню многих. И, слава Богу, что очень многие воюют до сих пор и очень хорошо себя зарекомендовали. Мы продолжаем помогать этим ребятам. Я начала всю эту работу как мать. Это, по большому счёту – наши дети. Им нужно помогать и их поддерживать. Мы не только поддерживаем их материально. Поддерживаем и морально. Первые месяцы в моём телефоне были какие-то сапоги, шлемы. Дозвониться было невозможно. Потом, когда поняла, что ребята туда уехали, и там совершенно другой климат, и они очень скучают по нам, я начала ходить фотографировать им наши зимние пейзажи.
- Вместе с этим вы сопровождаете грузы и бываете на линии боевого соприкосновения, в частях? Об этом расскажите. Страшно?
- Нет, не страшно. Как говорит моя мама: «Ну что ты уже, пусть едут молодые!» Отвечаю: «Понимаешь, у молодых ещё вся жизнь впереди, а мне уже не страшно. У меня основная задача в жизни выполнена. Поэтому могу точно свою жизнь и судьбу посвятить помощи бойцам».
- Мне интересно - когда там встречаюсь с ребятами, у меня при встрече даже с незнакомыми людьми, возникает чувство, что мы давно знакомы. Как будто мы на одной волне. Так же у вас это происходит?
- Происходит так же. Более того, я даже вижу кого-то, и думаю, что мы где-то с ним встречались. Хотя он совсем из другого края. Наши сибиряки всегда откликаются, когда мы привозим гуманитарную помощь и, порой, выгружаем прямо с колёс. То есть когда приезжает наша фура, это тоже особая история. Когда фура стоит там, думаю, что как будто к нашим бойцам приехала их родина. Когда они видят на фуре номер региона 24, мне кажется, что они готовы целовать колёса фуры, которая приехала к ним из дома.
- У меня был эпизод, когда на стоянке проезжали мимо ребята из соседнего региона – Хакасии (19-й регион). Они тоже подбежали, начали обнимать и говорить: «Господи, вы как сюда попали?» Это были военные ребята, которые гнали машину. Это такое чувство единения, что вместе мы одна большая семья.
- Это, безусловно, так. Как зарождалось волонтёрство? Многие думают, что кто-то это организовал. Самое удивительное, что это никто не организовывал. Проснулась у нас в Красноярске Наталя Геннадьевна и решила, что будет плести маскировочные сети. А Валентина Ивановна в Тасеевском районе решила, что будет делать окопные свечи. И эти люди тоже имеют огромное мужество. Надо понимать, что всё – они в это дело впряглись и теперь только до Победы! Им теперь не свернуть.
- Да, сверху это было бы невозможно организовать.
- Столько людей участвуют! У каждого внутри был какой-то разный зов на дела, на разную помощь. Православные священники там – тоже была добровольная история, когда они поехали на СВО. Сейчас там есть полковые батюшки. В самом начале это было исключительно добровольно. Многие ребята там, на СВО, пришли к крепкой вере, к бесстрашию во имя свободы и независимости нашей страны.
- Мне кажется, что многие уже начали осознавать, что это не какой-то локальный конфликт. По сути, уже можно говорить, что это война на выживание. И многие стали это понимать.
- Конечно, да.
- Что помогает? Потому что знаю, что 24 на 7 Инна Александровна занимается Центром. Позвони в любое время, она чётко знает, что есть на складе и что ещё нужно.
- Помогают люди, которые рядом. Я смотрю, что им бывает гораздо сложнее в их маленьких населённых пунктах. Ведь парни ушли отовсюду. Они обращаются к своим землякам, а не только к нам. Они обращаются в свои маленькие сёла, посёлки, города нашего края. И там тоже держат эту историю. И такие люди дают силы. Это колоссальная сила. Это невероятно! Пусть они устают, даже в их усталости есть сила.
- Груза, действительно, очень много. Это многотонные фуры. Кто помогает загружать, сортировать, разгружать?
- Мы с самого начала, с весны 2022 года, работаем в партнёрстве с добровольческим движением «Защитникам Красноярск». Это основная сила нашего Центра. Мы много лет с Людмилой Владимировной Бочаровой постоянно на связи. И всякое бывает между нами. Но мы понимаем уже, что ближе людей, чем мы друг у друга, нет. Много добровольцев «Защитникам Красноярск», потом и «Защитникам Тасеево». Это большая структура по всему краю. Она вместе с нами, а мы вместе с ними.
- Что такое патриотизм на ваш взгляд?
- Это любовь к своим людям, к соотечественникам. Это любовь.
- Часто спрашиваю военнослужащих, которые бывают у нас в программе, что бы им хотелось пожелать жителям Красноярского края? Этот вопрос адресую и вам.
- Мне хочется пожелать всем выстоять, несмотря на то, что очень сложно тем, кто в этой истории – добровольческой, военной. Я понимаю, что люди в душе переживают. Но хочу пожелать всем понять, что главное – нам выстоять, не растрачивать себя на эмоции, а делать большое нужное дело. Делать даже без эмоций, но делать.
- Признательна за вашу доброту! Спасибо, что были у нас! Наше дело правое. Победа будет за нами!
Беседовала Елена Пензина, программа «Всё для победы!», ТК «Енисей».


КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ, /НИА-КРАСНОЯРСК/. Инна Рычкова – руководитель краевого Центра сбора гуманитарной помощи, поделилась мыслями и чувствами о том, как важно помогать нашим воинам на СВО.