09.01.2025
°C
2
$ 101.68
€ 106.1
erid:2VtzqxZLsdk

Напрасный плач о ядерном оружии

2024 12 11 17 36 08КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ, /НИА-КРАСНОЯРСК/. В политических и экспертных кругах Киева много дней не смолкает громкий плач о якобы «несправедливо утраченном» Украиной ядерном оружии.

Эту невосполнимую утрату традиционно (но совершенно неправомерно) связывают с документом, известным как Будапештский меморандум, которому исполнилось 30 лет.

5 декабря 1994 года на саммите СБСЕ в Будапеште США, Великобритания, Россия и Украина подписали Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия. Мне довелось быть близким свидетелем и участником связанных с этим событий. Вот мой взгляд.

Короткий текст Меморандума из 6 пунктов, ставший необязывающим техническим дополнением к основному обязательному Договору (присоединение к ДНЯО), в Киеве клянут на чем свет стоит, обвиняя двух первых президентов страны – Леонида Кравчука и  Леонида Кучму – в недомыслии и предательстве. Утверждается, что роковой Меморандум будто бы непоправимо подорвал безопасность Украины, лишив ее единственной реальной гарантии от внешних угроз в виде ядерного оружия. Распространяются мечтательные утверждения, что независимая Украина могла бы тогда оказаться собственником ядерного оружия, поддерживать его работоспособность, модернизировать и тем самым играть роль глобальной военной сверхдержавы. Дескать, вся история современной Украины могла бы тогда пойти совсем по-другому.

Рискнем со знанием дела утверждать обратное. Крайне наивно заявлять, что Украина когда-либо хоть на день обладала «третьим по величине в мире ядерным арсеналом». Этого просто не было. Далеко не все, что оказалось на административной территории Украины по состоянию на декабрь 1991 года, в ночь сошедшей независимости автоматически обратилось в собственность новорожденного государства. И такое чудесное превращение было совершенно невозможным в отношении ядерного оружия. На территории Украины ситуативно оказалось советское ядерное оружие, учтенное в нескольких серьезных международных договорах, включая ДНЯО, именно как советское. И запрещенное к произвольному распространению. С приложением детальных реестров.

Права собственности, обязательства и ответственность за советское наследие были признаны за Россией (по активам и пассивам). Все переговоры с Украиной, Белоруссией и Казахстаном по поводу советского ядерного наследия велись исключительно по поводу того, как эти носители и боеголовки следует перемещать в Россию и/или утилизировать. 

За Украиной никто и никогда не признавал никаких прав на советское ядерное наследие. Какие бы односторонние претензии по этому поводу сгоряча ни заявлялись Киевом, они неизменно отвергались. Попытки завладеть ядерным арсеналом и на этом скачке «запановать», вполне вероятно, могли быть тогда пресечены короткой российско-американской гуманитарной спецоперацией. Но необходимости в столь радикальных шагах не возникло.

Пресловутый Меморандум был совсем не первым, далеко не единственным и вовсе не главным документом, юридически определявшим судьбу советского ядерного наследия. 

Вот короткий перечень обязывающих документов по данному поводу.

  • Соглашение о совместных мерах в отношении ядерного оружия (Алма-Ата, Казахстан, 21 декабря 1991 г.);
  • Соглашение между Российской Федерацией и Украиной о порядке перемещения ядерных боеприпасов с территории Украины на предзаводские базы Российской Федерации с целью их разукомплектования и уничтожения (Москва и Киев, 11 апреля 1992 г.);
  • Лиссабонский протокол – дополнение к Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-I (Лиссабон, Португалия, 23 мая 1992 г., участники – Россия, США, Украина, Белоруссия и Казахстан). Присоединяясь к Договору,  Белоруссия, Казахстан и Украина обязались обеспечить передачу в Россию и утилизацию советского ядерного оружия;
  • Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Украины об утилизации ядерных боезарядов (Ялта, Украина,  3 сентября 1993 г.);
  • Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Украины по реализации Трехсторонних договоренностей между президентами России, США и Украины (Москва, 14 января 1994 г.).

В 1992 – 1994 годах с территории Украины были вывезены и затем утилизированы все тактические ядерные боеприпасы и все ядерные боеголовки к стратегическим ракетам. В декабре 1994 года Украина присоединялась к ДНЯО, уже будучи по факту безъядерным государством. Страна была обречена на безъядерный статус безальтернативно. Что никак не закрывало Киеву  путь к гарантиям безопасности.

Настоящей гарантией безопасности для Украины мог служить только принцип «ноль проблем с соседями», подробно расшифрованный в Договоре о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Россией (Киев, 31 мая 1997 г.). Держаться за него надо было всеми силами. Но не смогли.
Придётся возвращаться к основам, пройдя трагический путь испытаний и потерь.

Сергей Станкевич, политолог.



Мы в популярных социальных сетях