:Для нашего комитета прошедший 2019 год был насыщенным. В поле зрения депутатов были 4 наших базовых закона. Это 2 закона о социальной поддержке граждан, проживающих на Таймыре и в Эвенкии. Они наполнены довольно серьезными деньгами, их общий «вес» составляет порядка 3 миллиардов рублей. Это, в основном, социальные выплаты. Два других закона тоже актуальны. Один из них — о гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и территориях, приравненных к районам Крайнего Севера. Мы, в первую очередь, держали на контроле те льготы и выплаты, которые положены северянам как во время проживания на Севере, так и во время их отпусков, когда им оплачивается дорога к месту отдыха и обратно или меры поддержки при их переезде на материк. Четвертый закон — это, говоря простым языком, три программы по переселению граждан, выработавших «северный стаж» в районы с благоприятным климатом. Закон предусматривает не только переселение на юг Красноярского края, обосноваться можно в любой точке России. К сожалению, федеральное законодательство за прошедший год в этом аспекте сильно менялось, и далеко не в лучшую сторону, в том числе по финансированию. Поэтому мы были вынуждены возвращаться к этому закону 5 раз и адаптировать наш закон под новшества. Мы минимизировали потери, которые люди могли бы понести при получении сертификата для покупки жилья на материке и переселении.
Комитет занимался и теми вопросами, которые перед нами ставили наши северные муниципалитеты. Мы рассмотрели их в комитете, наши коллеги поддержали их на сессии Законодательного Собрания. Надеюсь, что эти законы в какой-то степени улучшили жизнь людей, которые сегодня живут на Крайнем Севере. Были у районных депутатов и законодательные инициативы. Они касались, в первую очередь, традиционного образа жизни коренных малочисленных народов — развития северного домашнего оленеводства, наведения порядка в учете оленей, оказании ветеринарных услуг. Также были увеличены компенсационные выплаты, которые ежемесячно получают оленеводы, и ставка субсидии на развитие северного оленеводства.
После изменения федерального законодательства у нас были проблемы с промышленным, традиционным и любительско-спортивным рыболовством. Вместе с комитетом по природным ресурсам и экологии нам пришлось заниматься и этой темой, отчасти удалось сохранить объем квот. Также мы ввели квотирование так называемых сорных частиковых рыб, добыча которых с 1 января 2020 года также будет субсидироваться. Это позволит сохранить рабочие места, сохранить уровень доходов населения Севера.
Комитет также контролировал строительство жилья и социальных объектов на Севере, оперативно реагируя на просьбы всех северных муниципалитетов, чтобы школы, больницы, дома культуры были введены в строй своевременно.
Планы на 2020 год будут в первую очередь исходить из тех параметров бюджетов, которые северные муниципалитеты смогли защитить перед краевым правительством. Практически все бюджеты муниципалитетов нарастили свои объемы, поэтому наши планы также будут связаны с контрольными мероприятиями по исполнению законов о социально поддержке населения Таймыра и Эвенкии. К сожалению, среди жителей Севера довольно много людей, нуждающихся в помощи, и без этих мер они не смогут уверенно себя чувствовать в будущем году.
Второе важное направление — законопроекты, которые будут направлены на развитие экономики на Крайнем Севере, в том числе и применительно к коренным малочисленным народам. Мы предполагаем внести изменения в закон о северном домашнем оленеводстве, где постараемся предусмотреть финансирование мероприятий по экономическому стимулированию оленеводства. Кроме мер социальной защиты нужно дать людям возможность зарабатывать, продвигать свою продукцию на рынке юга Красноярского края.
Есть новшества по интернатам, которые находятся в районах Крайнего Севера. Нужно будет дополнительно предусмотреть меры по вывозу детей из оленеводческих стойбищ в интернаты, а также есть идея возить их и в середине учебного года в каникулярное время, есть идея увеличения средств на закуп для них одежды, мягкого и твердого инвентаря. Из-за изменений федерального законодательства есть вопросы по льготной оплате дороги к месту отдыха и обратно отдельным категориям граждан, которые выпали из категории льготников.
Планируем наши законы о социальной защите граждан на Таймыре, в Эвенкии и Туруханском районе адаптировать под те изменения, которые произошли из-за передачи полномочий по социальной защите населения с муниципального на региональный уровень. На Севере вопросы соцзащиты регулировались своими титульными законами, и нельзя забывать, что эти меры поддержки на Таймыре и в Эвенкии были приняты тогда, когда эти муниципалитеты еще были субъектами Российской Федерации. Уже 13 лет мы «притираемся» с краевым законодательством, процесс идет непросто, и у нас еще есть блок социальных законов, которые мы держим на контроле, чтобы сохранить, а может быть и нарастить меры поддержки для жителей этих муниципальных районов.
К сожалению, новшества коснутся и программ переселения северян на юг. Федерация в очередной раз планирует внести изменения в законодательство. Часть затрат хотят переложить на плечи людей, отработавших на Крайнем Севере многие десятилетия. Есть информация о том, что часть недропользователей, которые участвовали в софинансировании программы, хотят выйти из нее. Наша задача хотя бы сохранить параметры этой программы, потому что сторонние организации финансировали почти 70 процентов расходных обязательств, предусмотренных в ней.
Многие годы говорили о необходимости освоения Арктики. Для нашего края это очень значимая тема. Красноярский край имеет свою Арктическую зону, она довольно крупная и насыщенна природными богатствами. Федерация систематизировала работу по развитию Арктики, создан федеральный уполномоченный орган. Правительство и Законодательное Собрание края сделали огромную работу, составлен перечень мероприятий на миллиарды рублей на ближайшие 5 лет. Если мы будем активно работать, появится еще один дополнительный источник финансирования, чтобы жизнь наших людей на Арктическом Севере сделать лучше. Наша задача проецировать требования федерального законодательства на наши законы и в наши государственные программы.
У нас есть краевая государственная программа «Сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов». Мы уверенно, большими шагами идем по ее увеличению — и по объему средств, и по расширению перечня мероприятий. На 2020 год запланированы программные расходы в объеме 779 миллионов рублей, за год они выросли почти на 100 миллионов. Этот прирост должен вселить в людей оптимизм и уверенность в завтрашнем дне».