Участниками обсуждения стали краевые парламентарии, министр экологии и рационального природопользования региона Павел Корчашкин, главы муниципалитетов, а также руководители операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Открывая мероприятие, председатель комитета по природным ресурсам и экологии Александр Симановский отметил, что задача круглого стола выяснить, как реформа принятая в России 1 января 2019 года, реализуется в разных территориях Красноярского края.
«Сегодня мы должны услышать о плюсах и минусах реализуемой мусорной реформы, а также о том, как сделать, чтобы инициатива начала по-настоящему реализовываться», - сказал он.
Присутствующие заслушали доклад министра экологии и природопользования региона Павла Корчашкина о ходе реализации данной реформы. В своем выступлении министр рассказал, что по состоянию на 1 января 2020 мусорная реформа обслуживает 92% жителей края, в 30 населенных пунктах услуга не оказывается или оказывается частично:
«До конца 2019 года в 4 муниципальных образованиях (Эвенкийском, Туруханском, Мотыгинском, Богучанском) из-за низкой транспортной доступности к населенным пунктам и отсутствия инфраструктуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами не были определены операторы. Кроме того, в прошлом году было выявлено 85 свалок, из них 41 ликвидирована. По сравнению с первым полугодием 2019 года, в текущем году зафиксировано существенное число жалоб со стороны граждан на вывоз мусора. До 2028 года нам предстоит построить 12 новых полигонов, а также реконструировать 10 действующих, приобрести 15 обезвреживающих комплексов для северных и арктических территорий, а также организовать 12 сортировочных линий. Необходимый объем финансирования для реализации этих шагов составляет 4 млрд. рублей».
Также Павел Корчашкин отметил, что для развития инфраструктуры по обращению с твердыми коммунальными отходами на ближайшую трехлетку предусмотрены меры на общую сумму в 677 млн. рублей.
«Необходимо отметить, что северные и арктические территории требуют особенного подхода в вопросах развития инфраструктуры по обращению с отходами. Ее создание возможно исключительно за чертой населенных пунктов, где в основном находятся земли лесного фонда, перевод которых в промтерритории занимает 2-3 года».
Выслушав доклад министра, заместитель председателя Законодательного Собрания края Алексей Кулеш посетовал на то, что за год реализации мусорной реформы она так и не дала необходимых результатов: «Хочу отметить и то, что необходимо пересмотреть нормы накопления мусора в Красноярском крае, так как разница этих норм в различных территориях края достигает 78 раз. Ответа, почему такая ситуация сложилась у меня нет».
Парламентарий Владислав Зырянов выразил обеспокоенность тем, что для в южных районах региона не определен единый оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В рамках круглого стола слово взял директор ООО «Красноярская Рециклинговая Компания» Илья Ильин: «На сегодняшний день одной из проблем является низкая платежная дисциплина населения. Неоплаченные счета и обращающиеся долги ведут к негативным последствиям во всей отрасли. Также отсутствие четкой договорной базы не позволяет рециклинговым компаниям выстраивать свою работу».
Глава Минусинска Андрей Первухин, в свою очередь, рассказал о существующих проблемах на территории муниципального образования. В частности в Минусинске до сих пор не определен оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.
«Среди всех краевых территорий именно в Минусинске самый высокий тариф – 1083 рубля за кубический метр и самая высокая норма накопления. К сожалению, реализуемая мусорная реформа привела к печальному результату по экологической ситуации на территории», - сообщил он.
По словам Андрея Первухина, жители более 12 тысяч частных домов массово сжигают мусор, что приводит к существенному загрязнению атмосферного воздуха.
Завершая заседание круглого стола, Александр Симановский отметил, что все озвученные проблемы и предложения будут рассмотрены членами комитета по природным ресурсам и экологии.
«Все силы региональных властей и рециклинговых компаний должны быть направлены на улучшение ситуации, связанной с реализацией мусорной реформы».