При обсуждении повестки дня 22-я сессии Законодательного Собрания Новосибирской области слово взял заместитель председателя комитета Законодательного Собрания по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Вадим Агеенко. Его выступление касалось расторжения 18 мая 2022 года «самой скандальной и самой дорогой мусорной концессии». Это, по мнению Вадима Агеенко, подтверждает, что мусорная реформа в Новосибирской области, которая стартовала в 2019 году, окончательно провалена. «Вопреки мнению и рекомендациям депутатов Заксобрания по решению Правительства нашей области мы в 2016 и в 2019 годах получили двух монополистов: концессионера «Экология-Новосибирск», обещавшего построить два мусоросортировочных комплекса с объемами переработки около 70% всех ТКО в области, который за пять лет так ничего и не построил, и регоператора «Экология-Новосибирск» от ГК ВИС, которому достались сто процентов всего оборота ТКО в нашей области и 4 миллиарда от жителей нашей области», – акцентировал законодатель.
Законодатель обратил внимание на то, что 25 марта на совещании у заместителя Губернатора неожиданно для депутатов принято решение организовать новое акционерное общество, в котором 80% получает ГК ВИС, 10% – Российский экологический оператор и 10% – Агентство инвестиционного развития Новосибирской области. «Главная цель этого акционерного общества тоже определена на этом совещании – в срок до 01.06.2022 «выступить с частной концессионной инициативой в отношении создания инвестиционных объектов (сортировочные комплексы и полигоны) в Татарском, Тогучинском, Куйбышевском, Каргатском и Новосибирском (Верх- Тулинский и Раздольненский сельсоветы) районах Новосибирской области». Вам не кажется, что это совещание под протокол больше похоже на открытый сговор сторон в пользу одного потенциального концессионера. Интересно, как на это посмотрит антимонопольная служба, которая призвана предотвращать такие сговоры?» – акцентировал депутат.
Вадим Агеенко пояснил, что на том же совещании Российскому экологическому оператору поручено направить министерству экономического развития Новосибирской области проект типового концессионного соглашения в рамках частной концессионной инициативы. «А нам говорили, что область сама будет обсуждать параметры будущих концессионных соглашений и сама будет выставлять концессии на честные и открытые торги, – возмущен депутат. – Получается, вроде, как и «продали Новосибирскую область москвичам» на кормление, точнее конкретной Группе ВИС, на обычном совещании у заместителя Губернатора, где присутствовали два представителя Российского экологического оператора и два представителя самой Группы ВИС, включая гендиректора нашего регоператора «Экология-Новосибирск» Ларису Анисимову. Я так понимаю, этот вопрос не обсуждался ни в Правительстве, ни в Законодательном Собрании».
По информации Вадима Агеенко, именно на совещании 25 марта 2022 года было предписано Группе «ВИС» в срок до 30 марта 2022 года, то есть через пять дней, предоставить заместителю Губернатора Сергею Сёмке информацию о расторжении концессионного соглашения. «Оказывается, вот она истинная причина молниеносного и невнятного расторжения одной мертвой концессии 18 мая этого года – ради пяти других реальных мусорных концессий», – пояснил депутат.
Заместитель председателя комитета регионального парламента по культуре, образованию, науке, спорту и молодёжной политике Яков Новоселов выразил недоумение: «У нас в стране если строитель или ремонтник, или поставщик продуктов допускает нарушения при выполнении своих обязательств, его включают в черный список. По словам Вадима Алексеевича, здесь происходит обратная ситуация. С какой целью? Протокольное предложение: рассмотреть, возможно ли, учитывая законодательство и общепринятую практику, направить предложение в Правительство Новосибирской области о включении компании ВИС в черный список?»
Председатель комитета регионального парламента по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Александр Терепа предположил: «Видимо, у правительства есть какой-то план с обозначенными целями, задачами и мероприятиями. Было бы уместно, если бы на нашей сессии прозвучал комментарий произошедшего. Это бы улучшило подготовку последующих заседаний комитетов. А так у нас пока есть только собственное представление о происходящем. Видимо, у правительства есть по этому поводу доводы, рекомендации».
Вице-спикер регионального парламента Ирина Диденко напомнила историю шестого созыва, когда депутаты в 2016 году погрузились в механизм государственно-частного партнерства, в том числе и концессионные соглашения. «Тогда мы впервые столкнулись по большому счету с двумя проблемами: первое – то, что соглашение уже было заключено, и мы «били по хвостам», второе – его условия были заведомо не выполнимы. Поэтому совершенно очевидно, что оно сегодня расторгнуто и мы снова на нулевой стадии», – констатировала законодатель.
Когда речь идет о формировании целой отрасли по обработке и утилизации ТКО, речь не может идти о частной инициативе, уверена Ирина Диденко: «Совершенно очевидно, мы ожидаем формирования публичной инициативы! По ряду вопросов решения должны приниматься в межведомственном взаимодействии на региональном и федеральном уровнях с участием общественности. Опыт нашего и других регионов говорит, что нельзя собственными руками формировать монополиста! Посмотрите ни один проект ГЧП или концессии с несколькими объектами ещё не удалось реализовать. А почему? А потому что проблема (даже объективная) в реализации по одному объекту не позволит реализовать весь проект. Я уже не говорю о случаях несостоятельности частного партнера, а такое тоже может быть, и эти риски нужно предусмотреть. И тогда вся отрасль может быть под угрозой. Например, строительство семи поликлиник. Если бы они были разбиты на семь разных лотов и строили разные подрядчики, вероятность реализации проекта была бы выше. А результатом существующего соглашения может быть, что строительство всех семи поликлиник так и не случится! Кстати, это учли при заключении концессий по 6 школам. По каждой из них заключено отдельное соглашение с отдельным юрлицом – правда, подрядчик по сути один, но и эту ошибку следует учитывать в будущем».
По мнению Ирины Диденко, следует разбивать мусорную концессию как минимум на 3-4 объекта по агломерационной части. «Это позволит сформировать конкурентную среду как на стадии отбора инвесторов, так и сформировать конкуренцию на стадии реализации и эксплуатации, – пояснила вице-спикер регионального парламента. – Формировать понятный прозрачный конкурс по каждому отдельному из них, прописывать справедливое распределение рисков и выгод между публичным и частным партнером. Уважаемые коллеги! Мы стали умнее на пять лет и опытнее на десяток соглашений. Наша задача в этой связи не отмахиваться от собственного опыта и тем более от интересов жителей региона. Иначе говоря, не нужно наступать на одни и те же грабли».
Председатель Законодательного Собрания Новосибирской области Андрей Шимкив резюмировал: «Хочу напомнить всем, что если в вопросе реализации мусорной реформы будет подразумеваться концессия, то она будет согласовываться с нами. Надеюсь, что вариантов, как нас обойти, больше не возникнет. Ровно о том, что сегодня говорили выступающие, мы говорили шесть лет назад. Мы говорили об этом и при заключении концессий других. К сожалению, мы оказались правы. Депутаты всегда просили создать конкурентную среду во всех этих вопросах! Это большие деньги, большие бюджетные обязательства. Подход наш не изменился. Предлагаю сессии пойти по пути рассмотрения ситуации на совместном заседании двух комитетов, бюджетного и строительного, с приглашением министров и всех, кто к этому причастен».